Вопросы по рассказу родинка

Тест онлайн
Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Кем был Николка Кошевой?
Командир полка
Командир взвода
Командир эскадрона
2.
Какой совхоз заняла новая банда?
Грушинский
Яблоневый
Персиковый
3.
Кем оказался атаман?
Братом Николушки
Другом Николушки
Отцом Николушки
4.
Что сделал атаман, после того как понял, кого он убил?
Повесился
Утопился
Выстрелил себе в рот
5.
Кто сказал Николушке о местонахождении бандитов?
Кучер
Сапожник
Мельник
6.
Как изменилась погода на заре?
Ударили дожди
Налетел ураган
Стукнули заморозки
7.
Сколько лет атаман не был в родных краях?
15
1
7
8.
Возле какой реки происходит действие произведения?
Волга
Енисей
Дон
9.
Сколько лет было Николке?
18
30
14
10.
Что было у Николке на левой ноге, что досталось ему от отца?
Шрам
Родинка
Ожог
Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт
Автор фотографии: StockSnap
Источник фотографии: pixabay.com
Лицензия: Pixabay License
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
Источник
Сложность: новичок.1 человек проходит прямо сейчас.
Перед прохождением теста рекомендуем прочитать:
- Краткое содержание «Родинка»
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Родинка»?
- Максим Горький
- Михаил Шолохов
- Василий Шукшин
- Михаил Булгаков
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Автором произведения «Родинка» является советский писатель Михаил Шолохов.
- Вы и еще 97% ответили правильно
- 97% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Следующий вопросОтветить
Вопрос 2 из 10
В каком году было написано произведение Михаила Шолохова «Родинка»?
- 1919 г.
- 1921 г.
- 1924 г.
- 1929 г.
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Произведение Михаила Шолохова «Родинка» было написано в 1924 году.
- Вы и еще 70% ответили правильно
- 70% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Ответить
Вопрос 3 из 10
К какому литературному жанру принадлежит произведение Михаила Шолохова «Родинка»?
- Повесть
- Роман
- Новелла
- Рассказ
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Произведение Михаила Шолохова «Родинка» написано в жанре рассказа. На это указывает небольшой объем произведения, наличие одной сюжетной линии, 1–2 главных героев.
- Вы и еще 71% ответили правильно
- 71% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Ответить
Вопрос 4 из 10
Кем был отец Николки Кошевого до того, как бесследно исчез?
- Крестьянин
- Казак
- Помещик
- Трактирщик
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: «…Казак Николкин отец, а по отцу и он – казак…».
- Вы и еще 89% ответили правильно
- 89% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Ответить
Вопрос 5 из 10
Сколько банд успел уничтожить юный командир красного эскадрона Николка Кошевой?
- Одну
- Две
- Пять
- Ни одной
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: «…Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая, – мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая, говорят шутя в эскадроне, – а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не
хуже любого старого командира!..». - Вы и еще 65% ответили правильно
- 65% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Ответить
Вопрос 6 из 10
Где у Николки располагалась крупная родинка – точно такая же, как и у его отца?
- Шея
- Спина
- Правая рука
- Левая нога
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: «…От отца Николка унаследовал
любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки…». - Вы и еще 84% ответили правильно
- 84% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Ответить
Вопрос 7 из 10
Сколько лет не бывал атаман белогвардейской банды в родных краях?
- Один год
- Три года
- Семь лет
- Десять лет
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: «…Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские,
султанистые, и – банда…». - Вы и еще 59% ответили правильно
- 59% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Ответить
Вопрос 8 из 10
Кто указал Николке Кошевому на расположение атамана и его банды?
- Свинопас
- Мельник
- Пастух
- Мальчик-подпасок
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: «…Мельник я. Как шли вы через Митрохин лес и ко
мне заезжали, еще молоком я тебя, касатик, поил… Аль запамятовал?..
– Ну, что скажешь?
– А то скажу, любезный мой: вчерась затемно наехали ко мне банды оти самые и зерно начисто стравили коням!.. Смывались надо мною… Старший ихний говорят: присягай нам, в одну душу, и землю заставил есть.
– А сейчас они где?
– Тамотко и есть…». - Вы и еще 86% ответили правильно
- 86% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Ответить
Вопрос 9 из 10
Какой урон бандиты нанесли мельнику?
- Сожгли мельницу
- Вытоптали огороды
- Забрали все зерно
- Избили
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: «Ухватил старика за шиворот и коленом потянул к амбару кособокому, в землю вросшему. Двери распахнул. В закромах пшеница и чернобылый ячмень.
– Это тебе что, не зерно, старая сволочуга?
– Зерно, кормилец… Отмол это… Год я его по зернушку собирал, а ты конями потравить норовишь…
…И смеется атаман, глядя, как не встанет на занемевшие ноги старик.
А из закромов тянут наехавшие конные ячмень и пшеницу, под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном…». - Вы и еще 83% ответили правильно
- 83% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Ответить
Вопрос 10 из 10
Кем приходился Николка Кошевой атаману банды?
- Сын
- Младший брат
- Племянник
- Кузен
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: «Соскочил атаман, бинокль с убитого сдернул, глянул на ноги, дрожавшие мелким ознобом, оглянулся и присел сапоги
снять хромовые с мертвяка… Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови,
выползавшей изо рта широким бугристым валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:
– Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…». - Вы и еще 95% ответили правильно
- 95% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Ответить
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Влад Семёнов
10/10
Лера Семёнова
10/10
Павел Палющук
10/10
Александр Изюров
10/10
Данил Хомяков
10/10
Рейтинг теста
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 979.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать – пройдите тест.
Источник
Справочные материалы
1.Характеристика казачества, как особого служилого сословия
Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.
Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.
С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.
После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.
3. Биографическая справка
Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.
Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.
В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.
События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.
Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.
В 1924 г. М.А. Шолохов возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.
Различные трактовки авторской позиции в «Донских рассказах» М.А. Шолохова
• Литературовед В.А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как “совесть молчащую, благословляющую кровопролитие”. Противопоставив «Донские рассказы» «Тихому Дону», он назвал исключением лишь рассказ «Шибалково семя», где герой после собственноручного расстрела матери умоляет спасти жизнь его ребёнку.
• Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”.
• Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца…» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса — вочеловечивания Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”.
• Авторы книги «История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд» Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут о книге М.А. Шолохова: “В «Донских рассказах» нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок… Контрасты в его рассказах воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познаётся социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от её действительных убеждений а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы — уже было проявлением гуманизма. Однако с середины 20-х годов и до сегодняшнего дня гуманистическое содержание этих произведений недооценивается.
В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам», является очерк Виктора Чалмаева. Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».
• Исследователь В.В. Гура, автор книги «Как создавался “Тихий Дон”», считает, что “автор «Донских рассказов» полемизирует с упрощённым представлением о путях народа в революции и Гражданской войне. Он несёт в литературу жизненно трагические ситуации и человеческие судьбы, рассказывает о кровавых схватках минувшего времени, о трудных и противоречивых путях народа к новой жизни. Протест против ложноромантического изображения революционной схватки социально полярных миров заставлял Шолохова заострять конфликты своих рассказов, наполнять их запахами крови и пороха, драматическими столкновениями, захватившими глубины народной жизни”.
Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток», и размышления о шолоховской позиции в романе американского слависта Э.Симмонса.
“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:
«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает… У тётки моей, у твоей бабки двоюродной, Ольги Михайловны, — четыре сына: Иван, Валентин, Александр и Владимир. Трое — бойцы Добровольческой армии, а Валентин — красный… Выбьют красные белых с хутора, Валентин заскакивает домой, воды попил, не раздеваясь: “Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыплем этой контре, заживём по-новому!” На коня — и ходу! А мать в слёзы — волосы на себе рвёт… А через день таким же макаром Иван влетает. “Был Валька, подлюка? Ну, попадётся он мне! Ничего, погоди, мать, немного, выбьем вот сволоту эту с нашего Дона, заживём по-старому!” А мать уже об печь головой бьётся… И так ведь не раз, не два. Когда там по вашим учебникам гражданская закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас ещё идёт. Средства только иные. Потому что у нас до сих пор что ни мероприятие — то по команде, что ни команда, то для людей, мягко сказать, обиды…. Это если мягко сказать. Паршивые, бездарные ученики мы у истории — вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия…”».
“Поведение и красных, и белых с их жестокостью, безобразием, обманом, а иногда и благородством описано честно… Шолохов был слишком большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений”.
- Анализ рассказа “Родинка”.
Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин – выступление
Смысл названия. |
Подберите однокоренные слова к слову «родинка». Что объединяет эти понятия |
Авторская оценка героев |
В чём состоит самый важный конфликт? |
Оценки:
3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”
Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин – выступление
Смысл названия. |
Подберите родственные слова к слову «кровь» |
Авторская оценка героев |
Будущее Алешки |
Оценки:
- Анализ рассказа “Шибалково семя”.
Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин – выступление
Смысл названия. |
Подберите родственные слова слову «семя». |
Авторская оценка героев |
Какова судьба ребенка? |
Оценки:
4) Анализ рассказа «Чужая кровь».
Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин – выступление
Смысл названия. |
Подберите родственные слова слову «кровь». |
Авторская оценка героев |
Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал? |
Оценки:
Впишите в овалы названия проанализированных рассказов М.Шолохова. Подумайте, как они должны располагаться. Обозначьте местоположение автора, ориентируясь его позицией по отношению к изображаемому. Руководствуйтесь при этом тем, как разрешается конфликт.
Источник
Тип урока: формирование нового знания.
Цель урока: создать условия для
определения учащимися отношения М. А. Шолохова к
событиям Гражданской войны.
Задачи урока:
- Обучающие:
- расширить и углубить знания учащихся о
трагической истории России в период
Гражданской войны в 1917–1922 годах; о
взаимоотношениях различных политических сил и
общества в годы Гражданской войны; - дать обзор по вопросу «Гражданская война в
России, в искусстве»; - ознакомить учащихся с творчеством М. А.
Шолохова; - познакомить учащихся с содержанием рассказа М.
А. Шолохова «Родинка»; - обогатить лексический запас учащихся новыми
понятиями; - формировать умения и навыки анализа
художественного произведения с выявлением
приёмов, языковых средств, передающих
художественный образ героев и природы,
эстетическое содержание рассказа; - развивать у учащихся рефлексию на прочитанное,
используя описание собственных эмоций; - формировать навыки работы со справочным
материалом; - формировать умение самостоятельно работать с
текстом рассказа; - совершенствовать умения: связного
высказывания, доказательства своей точки зрения;
умение делать выводы;
- расширить и углубить знания учащихся о
- Воспитательные:
- на примере исторического материала и судеб
героев рассказа “Родинка” проследить
трагедию русского народа в 1918-1922 годах, помочь
школьникам дать оценку гражданской войне и
сформировать определённую гражданскую позицию
по отношению к её трагедии; - формировать у учащихся мировоззрение о
ценности жизни человека, о приоритетности
общечеловеческих ценностей над идеологическими; - воспитывать нравственные качества: милосердие,
преданность, любовь к своей семье, Родине,
доброту; - воспитывать эстетические чувства, вкус, оценки,
суждения; - прививать трудолюбие, внимательное отношение к
русскому слову, любовь к литературе;
- на примере исторического материала и судеб
- Развивающие:
- развивать аналитические способности учащихся,
их воображение, память, внимание, эмоции, связную
монологическую и письменную речь; - развивать литературные способности учащихся:
эмоциональную чуткость к слову, образную
конкретизацию и образное обобщение.
- развивать аналитические способности учащихся,
Методы обучения: индуктивный,
исполнение, показ, рассказ, иллюстрация,
объяснение, беседа, самостоятельная работа
учащихся, поощрение, предъявление требования,
Формы организации учебной деятельности: фронтальная,
групповая.
Оборудование урока: компьютер,
мультимедийная доска, мультимедийный проектор,
презентация, раздаточный материал: словарь
рассказа «Родинка», музыкальное сопровождение:
песня «Орлёнок».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – 1 мин.)
(Звучит песня «Орленок». Презентация. Слайд 1)
– Ребята, урок начался отрывком из культовой
советской песни «Орлёнок», написанной в 1936
году поэтом Яковом Шведовым на музыку
композитора Виктора Белого. Эта песня стала
символом мужества юных бойцов Гражданской войны.
– Как вы думаете, ребята, о какой странице
истории нашей страны пойдёт речь сегодня на
уроке?
II. Сообщение темы и цели урока – 0,5 мин.
Слайды 2,3
– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к
рассказу М. А. Шолохова «Родинка», посвященному
событиям Гражданской войны. После изучения
произведения мы должны будем ответить на
главный вопрос урока «Как М. А. Шолохов относится
к событиям Гражданской войны?»
III. Повторение о Гражданской войне – 2
мин.
Слайд 4
– В каком году в России началась Гражданская
война? Сколько времени она длилась? (Гражданская
война в России началась сразу же после революции
– в 1918 году. Продолжалась она вплоть до полного
уничтожения повстанческих сил, до 1920-22 годов).
– Как принято называть стороны конфликта? (После
прихода к власти большевиков во главе с В.И.
Лениным и установления диктатуры пролетариата
началась борьба между вооружёнными
формированиями большевиков и их сторонников
(Красная гвардия и Красная армия), с одной
стороны, и вооружёнными формированиями Белого
движения, с другой. Главные стороны
конфликта принято именовать «красными» и
«белыми»).
– Назовите причины вооруженного столкновения. (Для
Красной армии подавление сопротивления их
противников было единственной возможностью
удержать власть в крестьянской стране. Для
многих участников Белого движения — офицерства,
казачества, интеллигенции, помещиков, буржуазии,
бюрократии и духовенства — вооружённое
сопротивление большевикам имело целью
возвращение утраченной власти и восстановление
своих социально-экономических прав и привилегий.
Характерной особенностью Гражданской войны была
готовность всех её участников широко
использовать насилие для достижения своих
политических целей).
– Какие произведения искусства, посвященные
Гражданской войне, вам известны? (Гражданская
война – одна из печальных, трагических страниц в
истории нашего Отечества. Она нашла широкое
отражение в искусстве: многие художники пытались
осмыслить, понять события тех лет. Их горькие
мысли нашли выражение на страницах повестей и
романов (Булгаков М. «Белая гвардия», 1924,
Островский Н. «Как закалялась сталь», 1934,
Пастернак Борис Леонидович «Доктор Живаго»,
1945?1955, Фадеев А. «Разгром», 1927, Шмелев И. «Солнце
мертвых», 1923),в кинематографе (Нахалёнок (Евгений
Карелов, 1961), Неуловимые мстители (Эдмонд Кеосаян,
1966), Сердце Бонивура (Марк Орлов, 1969), Кортик
(Николай Калинин, 1973) и др.), на живописных
полотнах (Кузьма Петров-Водкин «Смерть
комиссара» (1928), Исаак Бродский «Расстрел 26
бакинских комиссаров» (1925), Фёдор Богородский
«Братишка» (1932)).
Слайды 5-7.
IV. Сообщение учащегося о творчестве М. А.
Шолохове – 2 мин.
Слайды 8-10.
Учитель: Почему М.А.Шолохов обращается
к событиям Гражданской войны?
Ученик: Родился М.А.Шолохов на
хуторе Кружилин на Дону 11 (24) мая 1905 года.
Автобиография Шолохова занимает полторы
страницы: «родился в семье служащего торгового
предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве
года два-три» и т.д.
Герои произведений писателя – казаки, особое
военно-земледельческое сословие России,
созданное по указу Екатерины II, не причисленное
ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные
обычаи самоуправления и поведения, особый быт,
язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, –
подлинная область художественного исследования
автора.
Перу М.А. Шолохова принадлежат «Донские
рассказы» (1926) – произведения о столкновении
белоказаков с красными, о братоубийственной
борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость
классовым насилием вела к отцеубийству
(Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной
вражде между братьями (Коловерть). «Наука
ненависти» заставляла соседей убивать друг
друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино
сердце).
Шолохов нес в литературу суровую, жестокую
правду о Гражданской войне. В его изображении
классовая борьба – война своих против своих, она
рассекает семьи, разделяет отцов и детей.
Разрушение родственных связей, классовая
«червоточина», разъедающая семью, – тема,
которая перекочевала из Донских рассказов в
«Тихий Дон».
Шолохов – автор романов «Тихий Дон»,
«Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они
сражались за родину». Лауреат Нобелевской
премии, депутат, лауреат Сталинской премии,
академик, дважды Герой социалистического труда.
В разгар Гражданской войны М.А.Шолохов стал
очевидцем трагических событий на Дону: на его
глазах разворачивались военные действия между
белоказаками и красными, велась борьба казаков
за независимость, окончившаяся Верхнедонским
восстанием.
V. Работа со словарём рассказа – 0,5 мин.
– Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с
рассказом «Родинка». Для того чтобы представить
образы, созданные в нем, понять, о чем идет речь,
необходимо познакомиться со словарем рассказа. У
вас на партах слова с объяснением их
лексического значения. По ходу чтения рассказа
обращайтесь к словам с целью выяснения
значения непонятного слова. Слова представлены в
той же последовательности, в какой они
появляются в тексте рассказа. (Приложение
1)
VI. Чтение рассказа подготовленным учеником
и восприятие его учениками – 12 мин.
Слайд 11
– Ребята, вы прослушали рассказ,
поделитесь впечатлениями от произведения:
назовите положительные и отрицательные эмоции,
которые вы испытывали во время слушания
рассказа. Прокомментируйте одну из наиболее
ярких эмоций.
Таблица эмоций (на доске)
Положительные эмоции | Отрицательные эмоции |
симпатия | презрение |
– Рассказ действительно не оставляет
равнодушным: слушая его, испытываешь сильные
эмоции, противоречивые чувства овладевают тобой.
Этот рассказ написан мастером, проблемы,
поднимаемые в произведении, для Шолохова
являлись животрепещущими, потому столько емко и
столь эмоционально повествование. Давайте
разберемся в прочитанном: попытаемся понять
поднимаемые в произведении проблемы, выявить
авторское к ним отношение.
VII. Анализ произведения – 10 мин.
а) Беседа
– Сколько композиционных частей можно
выделить в произведении? (две части – Николка и
атаман).
– Каково соотношение этих частей? (Шолохов
использует прием антитезы –
противопоставляет двух героев Николку и
атамана).
– Какие приемы использует М. А. Шолохов для
создания образов Николки и атамана? (портрет,
речевую характеристику, взаимодействие с
другими персонажами рассказа, пейзаж).
б) Работа в группах – 6 мин.
– Используя вопросы, подготовьте
рассказ о герое произведения.
Вопросы для 1-ой группы:
Образ Николки
1. Найдите портрет Николки, как он помогает
создать образ героя?
2. Каковы отзывы о Николке его товарищей?
3. Каково авторское отношение к герою?
4. С каким чувством вспоминает Николка об отце?
Каковы эти воспоминания?
5. О чем мечтает Николка?
6. Как меняется речь Лукича, когда он обращается к
Николке?
7. Какое символическое значение в добром
отношении Николки к деду Лукичу?
Вопросы для 2-ой группы:
Образ атамана
1. С каким зверем сравнивает автор атамана?
Почему?
2. Почему «зачерствела душа» атамана? Что
рассказывает автор о жизни своего героя?
3. Как характеризует атамана его речь?
4. С какой целью автор подробно описывает
состояние деда Лукича? С какой целью Шолохов в
рассказе рисует эпизод расправы с дедом Лукичом?
5. Как отзывается Лукич об атамане? Можно ли
считать его слова – мнением народным о бандах?
6. Какое значение имеет образ волка, показанного
перед бегством банды?
7. Почему атаман убил себя?
Представление группами результатов
исследования – 4 мин.
1-я группа
В рассказе создается образ молодого
красноармейца. Ему 18 лет, он крепок и плечист.
Настоящий казак. Товарищи с любовью и
восхищением отзываются о нем (мальчишка еще, а
сумел без урона ликвидировать две банды). Николка
– командир отряда, хотя еще очень юн. Он
неграмотен, чего стыдится, он мечтает учиться,
когда закончится война. С любовью вспоминает он
отца, казака, с детства приучившего его к
казачьей жизни (сажал его отец на коня своего
служивского). Отец пропал во время войны, а в
память осталась у Николки родинка такая же, как и
у отца. Рисуя образ Николки, автор испытывает
двоякое чувство – уважения к храбрости воина,
отеческой любви к нему (не случайно он называет
его ласково Николка), а также сожаление, что лишен
был детства Николка, не получил грамоты (учиться
бы поехать…опостылело все…). Отряд Николки
вызывает уважение жителей окрестных деревень,
потому что они не отнимали последнее. И речь
Лукича, обращенная к Николке, открытая, в ней
звучит уважение («родимый», «любезный мой»). Это
не случайно: она ответ Лукича на доброе отношение
Николки. Такое отношение командира отряда к
старику выражает авторскую мысль об уважении
молодого поколения к старикам.
2-я группа
В рассказе создается образ атамана – человека
ожесточившегося. Он прошел тяжелую школу жизни:
воевал в германскую, был в плену, бежал, попал в
банду. Автор несколько раз, рисуя атамана,
говорит о волке. Шолохов сравнивает атамана с
волком – осторожным, злым хищником, беспощадным.
В речи атамана преобладают или фальшивые ноты
«мы – красные, дедок», либо бранные слова «старая
сволочуга», «вставай, старый». Такое обращение с
Лукичом, в особенности эпизод, когда атаман
приказал деду есть землю, говорит о потере
человечности, полном обращении в зверя, в волка.
Атаман не уважает старость, издевается над дедом.
Ничего святого нет у этого ожесточившегося
человека. Осуждение звучит в адрес атамана со
стороны автора рассказа (это выражено словами
Лукича, который с неудовольствием встречает
банду, боится их), оно является выражением мнения
народного – люди устали от бессмысленной и
жестокой войны, пора вернуться к семьям и к земле.
Шолохов показывает волка перед кульминационным
моментом («волк выскочил на бугор, постоял и не
спеша потянулся в лог»), чтобы подчеркнуть
зверин?