В чем драматизм ситуации лежащей в основе сюжета родинка

В чем драматизм ситуации лежащей в основе сюжета родинка thumbnail
  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ рассказа Родинка

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.

Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.

Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.

Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.

Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости.  Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.

Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.

Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.

Вариант 2

Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.

Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.

Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.

Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.

В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.

Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.

Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.

После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.

Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Родинка

Популярные сегодня темы

  • Анализ пьесы Гамлет Шекспира

    Произведение создается автором на основе сюжета легенды, повествующей о датском принце, которая была записана Саксоном Грамматиком.

  • Анализ сказки Василиса Прекрасная

    Название сказки «Василиса Прекрасная» сама говорит за себя, что этот образ олицетворяет доброту и красоту. В ней сочетались качества воспитанности и уважения, о чем свидетельствует встреча с Бабой Ягой

  • Моя семья в годы Великой Отечественной войны сочинение эссе

    Минует уже семьдесят третья годовщина со дня окончания Великой Отечественной Войны. Обо всех этих событиях я знаю только по рассказам своих родных.

  • Анализ и мораль басни Волк и ягненок Крылова

    Создавая собственные басни, Крылов, конечно, не хотел изобразить нечто наподобие передачи В мире животных, он не претендовал на достоверность, а через образы животных представлял различные человеческие пороки или особенности отношений между людьми.

  • Сочинение Как я обычно делаю уроки 5 класс

    Возвратившись домой из школы, мне всегда предстоит делать уроки. Не знаю, как у других, а у меня это занятие растягивается на всю вторую половину дня до позднего вечера.

Читайте также:  Если воспалилась красная родинка

Источник

Тема урока: «Как же это?!»

Цели:

  • показать гражданское и писательское мужество
    М.Шолохова, одним из первых сказавших правду о
    гражданской войне как о трагедии народа;
  • проанализировать художественные особенности
    рассказов;
  • проверить умение учащихся самостоятельно
    делать выводы, высказывать и аргументировать
    свою точку зрения.

Записи на доске:

  • «Родинка – это, говорят, счастье».
  • «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…
    Опять кровь, а я уже уморился так
    жить…Опостылело всё…»,
  • «Зачерствела душа у него»,
  • «Меня за моё же добро расстрелять надо, за то,
    что в свой амбар не пущаю, – я есть контра, а кто
    по чужим закромам шарит, энтот при законе?
    Грабьте, ваша сила».
  • Нонешним
  • Брешешь
  • Летник
  • Вназирку
  • Излапывает
  • Музга степная

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Показ отрывка из фильма «Неуловимые
мстители»

III. Слово учителя

Долгое время Гражданская война была окутана
ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из
тех, кто заговорил о Гражданской войне как о
величайшей трагедии, имевшей тяжёлые
последствия. Главное в жизни – человечность,
доброта, а не классовая жестокость и ненависть.
По тем временам это было явное отступление, отход
от складывающейся литературной традиции. Между
тем «Донские рассказы», вышедшие как бы тремя
выпусками – «Донские рассказы» (1926 г.),
«Лазоревая степь» (1926 г.), «О Колчаке, крапиве и
прочем» (1927 г.), сам Шолохов, словно подчёркивая их
самостоятельное значение, выступил в 1931 году в
итоговой книге «Лазоревая степь. Донские
рассказы» (1923-1925 г.г.). Первым из произведений
цикла был опубликован рассказ «Родинка». (В ходе
анализа текста обращать внимание учащихся на
художественные средства и их значение для
конкретного эпизода).

IV. Беседа по тексту рассказа

– Сколько главных героев в рассказе? (Николка
Кошевой и атаман)

– Что мы узнаём об этих героях? (Николка –
стр.25: «Кошевой Николай. Командир эскадрона.
Землероб. Член РКСМ.»; атаман – стр. 30: Плен
германский, потом Врангель, лагерь, турецкая
филюга и – банда).

– Но это сухие анкеты, никаких психологических
полутонов, поверхностная характеристика. Если бы
сущность «Донских рассказов» исчерпывалась
только подобными примерами «красной» или
«белой» идеи, то все они были бы сжаты до простой
иллюстрации жестокой классовой борьбы. И
трагического финала бы не было, потому что они
одного рода, но не одного класса. Здесь
переплетаются две сюжетные линии: внешняя и
внутренняя.
– Что общее в душевном состоянии атамана и
Николки? Жизнь выбилась из привычной нормы. Об
этом свидетельствуют портреты и авторские
характеристики героев. В портрете Николки
Шолохов подчёркивает противоречие между его
юным возрастом и тем суровым жизненном опытом,
который дала ему Гражданская война /стр. 26, 1и2 абз.
( Со слов «Плечистый Николка…» до слов « не хуже
любого старого командира»)/. У атамана
«зачерствела душа» /стр.30/. Это же очерствение
души, одичание подчёркивается и сравнение
атамана с волком /стр. 28 («Со слов «…ведёт
атаман банду…»)

– Что является отправной точкой внутреннего
сюжета? (Воспоминания Николки об отце, о родном
доме (гл. 1))
– К чему рвётся душа Николки ? (К идеальному,
вечному, к светлому воспоминанию о доме, о семье)

– А куда спешит атаман? (Не столько банду вёл,
мстил советской власти, сколько рвался к родному
дому, к сыну.)

– Почему «родинка» – это счастье»? (Родинка,
род, родня, родство, родина, народ)
Что
объединяет эти понятия?
– Найдите в тексте описание дома, в котором
квартирует Николка? (Начало 2 главы. Обрыв души,
жизни. Николка словно идёт по краю жизни.)

– А о чём он мечтает? (Немало повоевавший он так
и не стал «человеком войны», так и не смог
привыкнуть к потокам крови. Отвернулся, когда
проходил мимо окровавленного лошадиного трупа.)

– Какое значение имеет пейзаж 3 главы в раскрытии
душевного состояния атамана?( Пейзаж мы видим
глазами бывшего землепашца, ставшего атаманом
банды)
– Что ещё подтверждает, что Гражданская война 
разрушает не только жизнь человека, но и
природу?(стр.27 «… на траву, заплаканную, седую от
росы».)
– Когда на страницах рассказа появляется волк? (1
– сравнение с атаманом; 2 – волк –активная часть
природы. Он то подчёркивает озверение жизни: «за
перелеском кто-то взвыл по-звериному», то
заставляет героев оглянуться на себя, увидеть
себя частью живущей природы. На последних
страницах рассказа, в эпизоде схватки
красноармейского отряда с бандой, появляется
настоящий волк. Но мудрый зверь, услышавший звук
выстрелов, уходит в лог, в заросли, спешит
укрыться от жестокости людей.)

– Но не только бандиты озверели. Как выглядит во
время боя Николка? (Лицо злобой перекошено)
– В чём состоит самый важный конфликт? (Конфликт
между красными и белыми уступает место другому,
более важному – между веками складывавшимися
нормами человеческой жизни и бесчеловечностью
братоубийственной войны.)

– В чём драматизм ситуации, лежащей в основе
сюжета? (Убийство врага, оправданное ситуацией
войны, осознаётся героем как детоубийство, грех,
которому нет оправдания, который можно искупить
только смертью. Христианское раскаяние
оказывается сильнее классовой ненависти.)

V.  Выразительное чтение эпизода
убийства сына.

Читайте также:  Родинки как остановить рост

– А какое первое предложение в 4 главе? («Зарёю
стукнули первые заморозки»)

– Что предшествует гибели Николки? («За
перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся.
Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)

– В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений,
с которыми мы с вами встретились при знакомстве с
текстом. С какой целью автор употребляет столько
художественных средств?
Драматический раскол казачьей семьи становится
основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в
«Родинке» детоубийство происходит как
трагическая случайность, то в «Продкомиссаре»
аналогичный поступок – сознательный выбор
героя.

VI. Беседа по тексту рассказа

– Кто сходится в непримиримой схватке в
рассказе? (Отец и сын)
– Что мы узнаём об отце и сыне?
– Чьи жизненные позиции сталкиваются в рассказе?
(Позиция представителей новой власти –
областного продкомиссара, председателя
ревтрибунала – абсолютно непримирима, потому
что они чужие для казаков, как и казаки для них.
Позиция Бодягина-старшего и его односельчан
более основательна, так как они отстаивают
нажитое своим трудом добро и продразвёрстка для
них просто грабёж. Наиболее сложная позиция
Бодягина-младшего. Выполняя свой революционный
долг, который велит ему расстрелять отца, он не
может до конца преодолеть узы кровного родства и,
подчиняясь долгу, всё же ощущает
предосудительность сделанного им выбора, потому
и говорит: «Не серчай, батя…» Однако эта фраза
говорит о том, что он воспринимает свой поступок
как простительный.)

– Так ли смотрит на это автор? Где мы можем это
увидеть? (Иначе смотрит на это автор.
Вероятно,поэтому рассказ не замыкается на
сюжете, посвящённом взаимоотношениям отца и
сына, а имеет двухчастную композицию: вслед за
эпизодом отцеубийства идёт эпизод спасения
ребёнка.)

– Почему Бодягин-младший спасает ребёнка?
судьбе мальчишки он увидел отражение
собственной судьбы  («Я – сирота…по миру хожу
«), но истинными мотивами поступка становятся
жажда искупительной жертвы, проснувшееся в герое
чувство родства, что-то вроде отцовского
чувства.)

– Можно ли спасением ребёнка оправдать
жестокость? (Нет. Жестокость Бодягина
остаётся  жестокостью, как и жестокость его
врагов, о чём свидетельствует финал рассказа.)

– Какова авторская позиция по отношению к
Гражданской войне?
– Зачем Шолохов «убивает» своих героев в финале?
– О чём бы вы спросили у Шолохова?

VII. Рассказы Шолохова критика поначалу
оценила положительно. Но уже к концу 20-х годов
отношение критики резко меняется – тон и 
характер рецензий становятся всё более
придирчивыми, жёсткими. Под прицельный огонь
попали и тематика рассказов, и  творческий
метод, и идейная позиция автора. Шолохова
обвиняли в «натурализме», «схематичности» и в
отклонении от пролетарской литературы, а сверх
того – объявили «колеблющимся середняком» и
«мелкобуржуазным гуманистом.

Ученики зачитывают отрывки из критики
«Донских рассказов».

VIII. Вывод по уроку

Гражданская война  для Шолохова –
катастрофа, в которой рушатся человеческие
связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не
может быть победителей. Родинка – это не только
примета, по которой узнаёт атаман убитого им
сына, это и знак былого единства, родства людей,
ставших непримиримыми врагами.  Род, родня,
родство, родина, народ – всё это оказалось
расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где
выход? Однозначного ответа не было, да и быть не
могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на
инстинкт самосохранения народа, на
созидательное начало как главный признак
здоровья нации.

IX. Оценки за урок

X. Домашнее задание

Литература:

1. Шолохов М.А. Донские рассказы. – М.:
Дет.лит., 2000
2. Шолохов в школе: Книга для учителя/ Авт.-сост. М.А.Нянковский.
– М.: Дрофа, 2001
3. Сатарова Л.Г. Брат на брата, сын на отца //
Литература в школе. 1993. №4

Источник

Годы Первой мировой, революции и особенно гражданской войны стали испытанием для всех жителей России. Очень остро ощутило на себе последствия политических событий казачество. Вольнолюбивый по натуре народ не мог примириться с тем, что устоявшаяся веками, налаженная жизнь рушится. Но самым страшным было даже не это. Произошедший между людьми раскол развел по разную сторону баррикад бывших соседей, товарищей и членов одной семьи.

родинка шолохов анализ

Много внимания уделил изображению ужасов гражданской войны и анализу ее влияния на судьбы людей писатель М. Шолохов. Произведение «Родинка», написанное в 1924 году и положившее начало циклу «Донские рассказы», стало первым в его творчестве, где была показана правда о том страшном времени. А за роман-эпопею «Тихий Дон», в котором писатель обобщил весь материл по теме, писателю была присуждена Нобелевская премия.

Особенности изображения казачества Шолоховым

«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.

Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.

Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой

шолохов родинка анализ рассказа

Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.

Читайте также:  Родинка на правом запястье у женщин

Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».

Доблестный атаман

На сопоставлении двух сильных характеров строит рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ внутреннего состояния немолодого казака, 7 лет не видевшего отчего дома, – следующая часть произведения. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя.

родинка шолохов краткое содержание

Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам. И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним (невероятно правдиво и эмоционально сильно изображает этот эпизод Шолохов) – родинка. Анализ рассказа особой остроты достигает именно в этой сцене, ставшей кульминационной во всем повествовании.

Главные герои как антиподы войны

В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.

анализ произведения шолохова родинка

Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.

Художественные детали в произведении

шолохов произведение родинка

Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка».Шолохов – проблематика рассказа связана с этим напрямую – усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.

Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.

Эти детали помогают автору в емкой форме обозначить, насколько велики были страдания человека, вырванного из мирного течения жизни и вынужденного вот уже более 7 лет заниматься тем, к чему не лежала душа.

Жизненный опыт автора

Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.

Выводы, к которым подводит читателя Шолохов

родина шолохов проблематика

«Родинка» – полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным – заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть. Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать – на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца. Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.

Значение «Донских рассказов» Шолохова

шолохов родинка полное содержание

Гражданская война стала настоящей катастрофой, в результате которой были начисто уничтожены моральные нормы и разрушены существовавшие между людьми связи. Это подчеркивает рассказом «Родинка» Шолохов. Анализ поступков и чувств героев является подтверждением этой мысли. Первое произведение задает тон всему циклу, и перед глазами читателя одна за другой оживают страшные картины, повествующие о неизмеримом человеческом горе. И хочется обратиться ко всем живущим на земле: «Люди, одумайтесь! Если брат убивает брата, а отец – сына, если все вокруг потонуло в море крови, ради чего жить дальше?»

Источник