У человека наличие веснушек доминирует над нормальной

У человека наличие веснушек доминирует над нормальной thumbnail

Решение задач по генетике

Тематический тренинг по биологии (оффлайн). Примеры решения задач 2-й части ЕГЭ на применение знаний в новой ситуации: 30 задач по генетике с развёрнутыми ответамиКЭС по кодификатору ЕГЭ: 3.5. Задание 28 (ЕГЭ 2020). Уровень сложности В.

Задача № 1.
Известно, что при дигибридном анализирующем скрещивании у потомков происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1:1:1:1. Объясните, почему же в опытах, которые проводил Т. Морган, при скрещивании самки дрозофилы, имеющей серое тело и нормальные крылья (дигетерозиготная), с самцом, у которого чёрное тело и зачаточные крылья (рецессивные признаки), произошло расщепление по фенотипу в следующем соотношении: 41,5% дрозофил с серым телом и нормальными крыльями, 41,5% мух с чёрным телом и зачаточными крыльями, 8,5% — с серым телом и зачаточными крыльями и 8,5 % — с чёрным телом и нормальными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.

ОТВЕТ:
1) генотипы родителей:
 (серое тело, нормальные крылья) — АаВЬ;
 (чёрное тело, зачаточные крылья) — aabb;
2) у самки образуется два типа некроссоверных гамет (АВ, ab), так как кроссинговер не происходит; и два типа кроссоверных гамет (АЬ, аВ) за счёт процесса кроссинговера; у самца образуется один тип гамет (ab);
3) случайное сочетание гамет друг с другом при оплодотворении формирует четыре вида фенотипов, но так как гены сцеплены, то исходные фенотипы образуются чаще (по 41,5 %).

Задача № 2.
У человека ген дальнозоркости (А) доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген дальтонизма рецессивен (d) и сцеплен с Х-хромосомой. Дальнозоркая женщина, не страдающая дальтонизмом, отец которой был дальтоником, но хорошо видел вблизи, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и не страдающего цветовой слепотой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье дальнозорких детей-дальтоников и их пол.

Задача № 3.
У гороха посевного красная окраска венчика (А) доминирует над белой (а), а высокий рост (В) — над карликовым (b). При скрещивании растения с красными цветками и высоким ростом с растением, которое имеет белые цветки и карликовый рост, получили 51 растение с красными цветками и высоким ростом, 50 — с красными цветками и карликовым ростом, 48 — с белыми цветками и высоким ростом и 46 — с белыми цветками и карликовым ростом. Определите генотипы родительских растений и их потомков. Объясните появление различных фенотипических классов.

Задача № 4.
На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), фенотипы и генотипы детей в первом и во втором поколениях.У человека наличие веснушек доминирует над нормальной

Задача № 5.
Чёрное оперение у андалузских кур (Ā) неполно доминирует над белым, а курчавое оперение (B) неполно доминирует над гладким. Гены расположены в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного от голубой слабокурчавой курицы и чёрного гладкого петуха. Составьте схему решения задачи.

Задача № 6.
У человека ген курчавых волос (Ā) не полностью доминирует над геном прямых волос, а оттопыренные уши (b) являются рецессивным признаком. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители имели нормальные уши и один курчавые волосы, а другой — прямые, родился ребёнок с оттопыренными ушами и волнистыми волосами. Их второй ребёнок имел нормальные уши. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления детей с оттопыренными ушами и волнистыми волосами.

Задача № 7.
У кукурузы гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании двух растений — с коричневыми гладкими и белыми морщинистыми семенами — было получено 400 растений с коричневыми гладкими семенами и 398 растений с белыми морщинистыми семенами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.

Задача № 8.
У томатов красная окраска плодов доминирует над жёлтой, округлая форма — над грушевидной. При скрещивании томатов с красными округлыми плодами с растением, которое имеет красные грушевидные плоды, получили 43 растения с красными округлыми плодами, 38 — с красными грушевидными, 11 — с жёлтыми округлыми плодами и 13 — с жёлтыми грушевидными. Определите генотипы родительских форм и потомков. Как можно объяснить появление четырёх фенотипических классов? Составьте схему решения задачи.

Задача № 9.
Используя рисунок, определите, какой признак — длинный или короткий стебель — у гороха доминирует; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов и F2. Составьте схему решения задачи и определите характер наследования этой пары признаков.

Читайте также:  Веснушка детская одежда официальный сайт

У человека наличие веснушек доминирует над нормальной

Задача № 10.
У человека врождённая глухота наследуется как аутосомный рецессивный признак, а дальтонизм — сцепленно с полом (ХD — нормальное цветовое зрение, Xd — дальтонизм). Определите генотипы родителей; возможные фенотипы, генотипы и пол детей от брака нормальной по обеим аллелям дигомозиготной женщины и мужчины-дальтоника с врождённой глухотой. Составьте схему решения задачи.

Задача № 11.
При скрещивании высокорослого растения томата с пурпурным стеблем с низкорослым растением, имеющим зелёный стебель, всё потомство оказалось высокорослым с пурпурными стеблями. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены высокорослые растения с пурпурными стеблями и низкорослые растения с зелёными стеблями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомков F1 и F2 Какие законы наследственности проявляются в данных Скрещиваниях? Объясните результаты анализирующего скрещивания.

Задача № 12.
От персидской кошки с шоколадной окраской шерсти и оранжевыми глазами и белого кота с медными глазами родились белые котята с оранжевыми глазами. При скрещивании между собой кошек с котами из F, всегда получали котят белого цвета с оранжевыми глазами и шоколадных с медными глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2 Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните результаты скрещиваний.

Задача № 13.
Тёмные волосы наследуются как аутосомный доминантный признак, короткие ресницы — как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. В семье, где родители имеют тёмные волосы и длинные ресницы, родилась светловолосая девочка с короткими ресницами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившейся дочери, вероятность рождения в этой семье детей, имеющих признаки родителей. Какой закон проявляется в данном случае?

Задача № 14.
У человека нормальный обмен веществ (А) доминирует над сахарным диабетом, дальнозоркость (В) — над нормальным зрением. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Мужчина с нормальным обменом веществ и зрением, мать которого была больна сахарным диабетом, женился на женщине с нормальным зрением, страдающей сахарным диабетом. Определите генотип родителей, генотипы и фенотипы потомков.

Задача № 15.
Мужчина с IV группой крови, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все её предки здоровы) с I группой крови. У них родилась здоровая дочь со II группой крови. Определите генотипы родителей, генотип дочери и вероятность рождения больного гемофилией сына с IV группой крови от брака этой дочери со здоровым мужчиной с IV группой крови.

Задача № 16.
Тёмные волосы наследуются как аутосомный доминантный признак, прямые волосы — как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. Отец имеет тёмные прямые волосы, мать — светлые курчавые волосы. В семье двое детей: дочь со светлыми волнистыми волосами и сын с тёмными волнистыми волосами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и детей, вероятность рождения в этой семье детей, имеющих тёмные курчавые волосы. Объясните характер наследования признаков.

Задача № 17.
У человека один из видов задержки умственного развития обусловлен рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой геном, нормальная пигментация кожи доминирует над альбинизмом (аутосомный признак). В семье здоровых родителей родился сын-альбинос с задержкой умственного развития. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и сына-альбиноса с задержкой умственного развития, вероятность рождения дочери с такими же признаками. Объясните, какие законы имеют место в данном случае.

Задача № 18.
При скрещивании растения кукурузы с матовыми нормальной формы листьями с растением, имеющим блестящие с надрезанным краем листья, всё потомство было единообразно и имело матовые нормальной формы листья. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами в потомстве наблюдалось появление двух фенотипических групп растений: 50 % с матовыми нормальной формы листьями и 50 % с блестящими с надрезанным краем листьями. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и гибридов в каждом случае. Объясните результаты этих скрещиваний. Как определяются в данном случае доминантные и рецессивные признаки?

Задача № 19.
У человека ген, отвечающий за развитие носа с горбинкой (А), доминирует над геном, отвечающим за развитие прямого носа, а оттопыренные уши — рецессивный признак (b). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители имели нормальные уши и один из них имел прямой нос, а другой — с горбинкой, родился ребёнок с оттопыренными ушами и прямым носом. Их второй ребёнок имел нормальные уши и нос с горбинкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления детей с оттопыренными ушами и прямым носом.

Задача № 20.
У дрозофилы рецессивный ген жёлтой окраски тела локализован в Х-хромосоме. Из потомства от скрещивания самца с серым телом и самки с жёлтым телом взяли самку, которую скрестили с самцом с серой окраской тела. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, пол и вероятность появления потомков — носителей гена жёлтой окраски тела.

Читайте также:  Эффективный крем от веснушек отзывы

Задача № 21.
Группа крови и резус-фактор — аутосомные, не сцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена — I0, IА, IB. Аллели IА и IB доминируют над аллелем I0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены I0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IА, третью группу (В) — доминантный аллель IB, а четвёртую (АВ) — оба аллеля IАIВ. Положительный резус-фактор (Rh+) доминирует над отрицательным (rh–). Женщина со второй резус-положительной кровью, имеющая сына с первой резус-отрицательной кровью, подала заявление в суд на мужчину с третьей резус-положительной кровью для установления отцовства. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка. Может ли этот мужчина быть отцом ребёнка? Объясните механизм (характер) наследования группы крови и резус-фактора.

Задача № 22.
При скрещивании бабочек-парусников с окрашенными крыльями, имеющими выступ, с бабочками с неокрашенными без выступа крыльями получено потомство: 50% —с окрашенными крыльями, имеющими выступ, и 50% — с неокрашенными без выступа крыльями. При дальнейшем анализирующем скрещивании бабочек из F1 с разными фенотипами получили следующие результаты: в 1-м случае наблюдалось расщепление 1:1; во 2-м случае все потомки были с неокрашенными без выступа крыльями. Составьте схемы всех скрещиваний. Определите генотипы родителей, потомков во всех случаях. Объясните результаты скрещиваний. Как определяются доминантные признаки в приведённых случаях? Какой закон проявляется?

Задача № 23.
В семье, где родители имеют прямой разрез глаз и нормальное состояние мышц, родился сын с косым разрезом глаз и миопатией Дюшенна. Гены прямого (В) и косого (b) разреза глаз — аутосомные, а нормального состояния мышц (А) и миопатии Дюшенна (а) локализованы в Х-хромосоме. Определите генотипы родителей, сына с косым разрезом глаз и дефектом развития мышечной системы, пол и вероятность рождения детей — носителей генов косого разреза глаз и миопатии Дюшенна. Составьте схему решения задачи.

Задача № 24.
Единственный ребёнок кареглазых праворуких родителей имеет голубые глаза и является левшой (карий цвет глаз и праворукость — доминантные аутосомные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотип ребёнка и фенотипы возможных потомков. Какой закон проявляется в данном случае?

Задача № 25.
У свиней чёрная окраска щетины доминирует над рыжей, длинная щетина — над короткой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготного самца с дигомозиготной самкой. Какова вероятность появления потомков с признаками самки? Составьте схему решения задачи. Каков характер наследования данных признаков?

Задача № 26.
По изображённой на рисунке родословной определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцепленный с полом или аутосомный). Определите генотипы членов семьи, отмеченных на рисунке 1 и 4. Составьте схемы решения задачи. Ответ поясните.У человека наличие веснушек доминирует над нормальной

Задача № 27.
У человека ген, отвечающий за развитие «римского» носа (А), доминирует над геном, отвечающим за развитие прямого носа, а тонкие губы — рецессивный признак (b). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители имели толстые губы и один из них имел прямой нос, а другой — «римский», родился ребёнок с тонкими губами и прямым носом. Их второй ребёнок имел толстые губы и «римский» нос. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления детей с тонкими губами и прямым носом.

Задача № 28.
При скрещивании растения душистого горошка с яркими цветками и усиками с растением без усиков, имеющим бледные цветки, потомство оказалось с яркими цветками и усиками. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения двумя фенотипами: с яркими цветками и усиками и без усиков с бледными цветками. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей, потомков F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните результаты анализирующего скрещивания.

Задача № 29.
У растения гены белой окраски (А) и дисковидной формы (В) плодов находятся в одной хромосоме. При скрещивании растения с белыми дисковидными плодами с растением, имеющим жёлтые округлые плоды, получили растения двух фенотипических групп: с белыми дисковидными плодами и с жёлтыми округлыми. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните результаты скрещивания. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задача № 30.
У дрозофилы гены формы крыла и наличия пятна у основания крыла расположены в одной хромосоме. При скрещивании двух чистых линий — самки с прямыми крыльями (А) без пятна (В) с самцом, имеющем аркообразные крылья с пятном у основания, — получили потомство только с прямыми крыльями без пятна. При анализирующем скрещивании потомков (из F1) появилось 126 мух: 16 — с прямыми крыльями без пятна, 48 — с прямыми крыльями с пятном у основания, 45 — с аркообразными крыльями без пятна, 17 — с аркообразными крыльями с пятном у основания. Составьте схему анализирующего скрещивания. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков F2. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

Читайте также:  Из за чего веснушки на лице

Это конспект по биологии для 10-11 классов по теме «Решение задач по генетике». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по Биологии.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по биологии

Источник

Задача 1. У человека сложные формы близорукости доминируют над нормальным зрением, карий цвет глаз – над голубым. Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?

Решение:

Ген Признак

A развитие близорукости

a нормальное зрение

B карие глаза

b голубые глаза

P ? aabb x ? AaBb

G ab, AB, Ab aB, ab

F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb

Ответ: голубые глаза и нормальное зрение имеет ребенок с генотипом aabb. Вероятность рождения ребенка с такими признаками составляет 25 %.

Задача 2. У человека рыжий цвет волос доминирует над русым, а веснушки – над их отсутствием. Гетерозиготный рыжеволосый без веснушек мужчина женился на русоволосой женщине с веснушками. Определить в % вероятность рождения ребенка рыжеволосого с веснушками.

Решение:

Ген Признак

A рыжие волосы

a русые волосы

B наличие веснушек

b отсутствие веснушек

P ? Aabb x ? aaBB

G Ab, ab, aB

F1AaBb; aaBb

Рыжеволосый ребенок с веснушками имеет генотип AaBb. Вероятность рождения такого ребенка составляет 50 %.

Ответ: вероятность рождения рыжеволосого с веснушками ребенка составляет 50 %.

Задача 3. Гетерозиготная женщина, имеющая нормальную кисть и веснушки, вступила в брак с шестипалым гетерозиготным мужчиной, у которого нет веснушек. Какова вероятность рождения у них ребенка с нормальной кистью и без веснушек?

Решение:

Ген Признак

A шестипалость (полидактилия),

нормальная кисть

наличие веснушек

отсутствие веснушек

P ? aaBb x ? Aаbb

G aB, ab, Ab, ab

F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb

Ответ: вероятность рождения ребенка с генотипом aabb (c нормальной кистью, без веснушек) составляет 25 %.

Задача 4. Гены, определяющие предрасположенность к катаракте и рыжие волосы, находятся в разных парах хромосом. Рыжеволосая с нормальным зрением женщина вышла замуж за светловолосого мужчину с катарактой. С какими фенотипами у них могут родиться дети, если мать мужчины имеет такой же фенотип, как и жена?

Решение:

Ген Признак

светлые волосы,

a  рыжие волосы

Bразвитие катаракты

нормальное зрение

P ? aabb x ? AaBb

G ab, AB, Ab, aB, ab

F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb

Ответ: фенотипы детей – светловолосый с катарактой (AaBb); светловолосый без катаракты (Aabb); рыжеволосый с катарактой (aaBb); рыжеволосый без катаракты (aabb).

Задача 5. Какова вероятность в процентах рождения ребенка с сахарным диабетом, если оба родителя являются носителями рецессивного гена сахарного диабета. При этом у матери резус-фактор крови положительный, а у отца – отрицательный. Оба родителя являются гомозиготами по гену, определяющему развитие резус-фактора. Кровь, с каким резус-фактором будет у детей этой семейной пары?

Решение:

Ген Признак

нормальный углеводный обмен

a развитие сахарного диабета

Rh+ резус-положительная кровь

rh- резус-отрицательная кровь.

P? AaRh+Rh+ x ? Aarhrh

G ARh+, aRh+, Arh, arh

F1 AARh+rh; AaRh+rh; AaRh+rh; aaRh+rh-

Ответ: вероятность рождения ребенка с сахарным диабетом – 25 %, у всех детей в этой семье будет положительный резус-фактор.

Задача 6. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, раннеспелость над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какой процент позднеспелых растений нормального роста можно ожидать от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам растений?

Решение:

ПризнакГенГенотип
Нормальный рост Гигантизм Раннеспелость ПозднеспелостьA a B bAA, Aa aa BB, Bb bb

P ? AaBb x ? AaBb

G AB, Ab, AB , Ab,

aB , ab aB , ab

??ABAbaBab
ABAABBAABbAaBBAaBb
AbAABbAAbbAaBbAabb
aBAaBBAaBbaaBBaaBb
abAaBbAabbaaBbaabb

Гаметы

F2 A – B – – 9 частей; A -b – – 3 части; a – B – – 3 части; aabb – 1часть

Позднеспелые растения нормального роста имеют генотипы AAbb, Aabb, Aabb (выделены в решетке Пеннета) и составляют 3/16 (18,7 %).

Ответ: 18,7 % позднеспелых растений нормального роста можно ожидать от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам растений.

Источник