Рассказ родинка в чем драматизм ситуации лежащей в основе сюжета

Годы Первой мировой, революции и особенно гражданской войны стали испытанием для всех жителей России. Очень остро ощутило на себе последствия политических событий казачество. Вольнолюбивый по натуре народ не мог примириться с тем, что устоявшаяся веками, налаженная жизнь рушится. Но самым страшным было даже не это. Произошедший между людьми раскол развел по разную сторону баррикад бывших соседей, товарищей и членов одной семьи.
Много внимания уделил изображению ужасов гражданской войны и анализу ее влияния на судьбы людей писатель М. Шолохов. Произведение «Родинка», написанное в 1924 году и положившее начало циклу «Донские рассказы», стало первым в его творчестве, где была показана правда о том страшном времени. А за роман-эпопею «Тихий Дон», в котором писатель обобщил весь материл по теме, писателю была присуждена Нобелевская премия.
Особенности изображения казачества Шолоховым
«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.
Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.
Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой
Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.
Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Доблестный атаман
На сопоставлении двух сильных характеров строит рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ внутреннего состояния немолодого казака, 7 лет не видевшего отчего дома, – следующая часть произведения. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя.
Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам. И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним (невероятно правдиво и эмоционально сильно изображает этот эпизод Шолохов) – родинка. Анализ рассказа особой остроты достигает именно в этой сцене, ставшей кульминационной во всем повествовании.
Главные герои как антиподы войны
В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.
Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.
Художественные детали в произведении
Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка».Шолохов – проблематика рассказа связана с этим напрямую – усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.
Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.
Эти детали помогают автору в емкой форме обозначить, насколько велики были страдания человека, вырванного из мирного течения жизни и вынужденного вот уже более 7 лет заниматься тем, к чему не лежала душа.
Жизненный опыт автора
Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.
Выводы, к которым подводит читателя Шолохов
«Родинка» – полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным – заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть. Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать – на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца. Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.
Значение «Донских рассказов» Шолохова
Гражданская война стала настоящей катастрофой, в результате которой были начисто уничтожены моральные нормы и разрушены существовавшие между людьми связи. Это подчеркивает рассказом «Родинка» Шолохов. Анализ поступков и чувств героев является подтверждением этой мысли. Первое произведение задает тон всему циклу, и перед глазами читателя одна за другой оживают страшные картины, повествующие о неизмеримом человеческом горе. И хочется обратиться ко всем живущим на земле: «Люди, одумайтесь! Если брат убивает брата, а отец – сына, если все вокруг потонуло в море крови, ради чего жить дальше?»
Источник
Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года.
Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо. Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Доблестный атаман, немолодой казак, 7 лет не видевший отчего дома. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя. Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам.
– В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?
Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.
– О чём говорит портрет героя?
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.
-О чём вспоминает Николка накануне боя? Каково его психологическое состояние?
Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.
Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.
– Что мы знаем об атамане? (Плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).
– Как раскрывается душевное состояние Атамана?
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души, одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».
– Что общего между жизнями Николки и Атамана?
Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.
Каков центральный конфликт рассказа?
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.
– Когда этот конфликт достигает кульминации?
Отец убивает сын.
И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним – родинка.
В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов. –
– Как осознаётся Атаманом убийство Николки?
Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.
– В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка.
Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.
– Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?
Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
Источник
Тема: «Донские рассказы» М.А. Шолохова.
Братоубийственная война как трагедия
Цель: – выявление шолоховской концепции гражданской войны;
– остроты социальных и человеческих конфликтов;
– формирование нравственных ценностей.
Слово учителя. Презентация РР. Слайд 1.
Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции на всей территории огромной, некогда великой державы, полыхала гражданская война. Кажется, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.
Актуализация знаний учащихся.
– Что представляла собой гражданская война с исторической точки зрения?
Это вооружённая борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близки родственниками.
– Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в том отношении замечание греческого философа Демокрита: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна».
Тема гражданской войны нашла своё отражение в прозе и поэзии 20-ых годов. Литература о гражданской войне высвечивала её героические страницы. Историки умалчивали о другой стороне войны – о её трагических страницах. Только в конце XX века появились публикации об огромных, безвозвратных потерях. По данным историка Полякова, они составляют 12 млн. человек. По другим данным – 15 млн., причём на собственно военные потри, по мнению историка Волобуева, падает 800 тыс. человек. Таким образом, остальные погибли от тифа, голода, холода, уничтожены как заложники и т.д.
Определение целей урока.
Наша задача – на примере рассказов М. Шолохова осознать и прочувствовать смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушений традиций и христианских заповедей;
выявить шолоховскую концепцию (систему взглядов) гражданской войны.
Слово о Шолохове и его ранних произведениях.
Слайд 2. М.А. Шолохов – крупный мастер художественного слова. Вся его жизнь и литературная деятельность были связаны с донским краем. Сам Шолохов подчёркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины».
Биографию Шолохова можно назвать легендарной, как и многое, что относится ко времени Гражданской войны. Мать его из крестьянской семьи. Отец служил приказчиком, управляющим паровой мельницей.
Слайд 3. С 1918 года будущий писатель живёт в Вёшенской, учится там в гимназии. Идёт страшная война на Донской земле. Слайд. С 14 лет он уже воюет на стороне красных. «Я вёл крутую линию… шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти… гонялся за бандитами, властвовашими на Дону до 1922 года, да и банды гонялись за нами», – писал он в автобиографии.
Слайд 4. В декабре 1923 Шолохов возвращается на Дон, женится на казачке и, живя в станице, на несколько лет погружается в казацкий быт, в воспоминания участников Гражданской войны, в изучение документов этого времени. То, что видел и в чём участвовал, он опишет позднее в своих «Донских рассказах».
Главная тема рассказов – классовая борьба на Дону: кровавые события, происходившие с людьми в минувшие годы. Это события чудовищной жестокости, даже по отношению к близким и родственнкам.
Слайд 5. «Донские рассказы» были опубликованы в 1926 году. Их автор, М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, реальность новой жизни. Шолохов служит статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно в ступив в продотряд, становится продкомиссаром.
Слайд 6. «Приходилось бывать в разных переплётах», – напишет он позже в автобиографии. Он вспомнит себя на допросе, который вёл сам Нестор Махно. Атаман, отпуская подростка, пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лёг в основу его первых рассказов. Из 20 рассказов, включённых писателем в донской цикл, в 10-ти герой погибает, в 5-ти подвергается пыткам или ранен, в 4-х должен убить близких. Вместе с тем у читателя не возникает ощущения бессмысленности бытия. Для всех произведений Шолохова характерна вера в бессмертие и торжество жизни. Итак, мы обратимся к «Донским рассказам» М. Шолохова.
Выявление читательского восприятия.
– Какие рассказы произвели наиболее сильное впечатление?
– Что становится центром идейного столкновения в «Донских рассказах»?
Семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.
– Где происходит действие в рассказах М. Шолохова?
В южных областях России, на Дону.
6. Комментарий учителя.
Дон-батюшка… Это не просто российская провинция, а место, где население не было склонно причислять себя к России. Казаки – это особенный народ с собственной исторической судьбой. Герои-донцы постоянно говорят о казацкой суверенности, однако мы понимаем: за судьбой донского казачества – жизнь всей России.
В начале XX века большую часть казачества, проживающего на Дону, составляли середняки, то есть зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточённые формы. Именно такой, кровавой и ожесточённой показана борьба казаков против новой власти в «Донских рассказах».
Анализ рассказа «Родинка»
Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года.
Пересказ сюжета.
– В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?
Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.
– О чём говорит портрет героя?
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.
-О чём вспоминает Николка накануне боя?Каково его психологическое состояние?
Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.
Слайд 7.
Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.
– Что мы знаем об атамане? (плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).
– Как раскрывается душевное состояние Атамана?
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души , одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».
– Что общего между жизнями Николки и Атамана?
Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.
Каков центральный конфликт рассказа?
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.
– Когда этот конфликт достигает кульминации?
Отец убивает сын.
Слайд 8. Чтение эпизода.
– Как осознаётся Атаманом убийство Николки?
Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.
– В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка.
Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.
– Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?
Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
Анализ рассказа «Шибалково семя»
– Как изображены в рассказе красные казаки?
Утрата осознания ценности человеческой жизни, чувства сострадания, любви к ближнему в изображении красных явственно проступает в этом рассказе. («За хвост её, курву, да под ветер спиной», – говорит сотенный о прибившейся к отряду казачке Дарье. «За ноги её да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?» – говорят казаки о едва родившемся ребёнке.
– Что можно сказать о Якове Шибалке?
Как и многие казаки, он оказывается в эпицентре классовой борьбы, считая главным и ответственным делом истребление банды Игнатьева. Он так же привык к близости смерти: «Людей доводилось убивать – не робел…» Так же безжалостен к врагам, подвержен мести: «Убью я её не из страха, а по совести…». Однако Шолохову важно, что именно он правит коней к найденной на дороге женщине. Именно он «жалость к ней поимел» и упросил «станишников» дозволить ей остаться на его тачанке.
Писатель даёт читателю взглянуть на происходящее глазами самого Шибалка (повествование от 1 лица). И мы видим, как за жестокостью, порождённою войной, проступают чувства жалости и сострадания: «А мне жалко пострелёнка до крайности».
Слайд 9.
– Как ведёт себя Шибалок, узнав о предательстве Дарьи?
«…не мог я стерпеть – вдарил ей сапогом и рот ей раскровянил». В процессе классовой бойни извращаются все человеческие чувства, наступает деградация любви и всего святого.
Слайд 10.
– В чём причины внутренней раздвоенности героя?
Он должен убить женщину, которую полюбил, мать его ребёнка.
– Какой выбор делает герой?
Убить Дарью и спасти ребёнка. И это сознательный выбор.
– Чем он руководствуется Шибалко, делая свой выбор?
Он пытается объяснить это классовыми причинами: Дарья – враг, малец – сын красного пулемётчика («Он у нас трошки из большевиков…»).
– Каково авторское объяснение?
Шолохов видит причины в другом: в общечеловеческих ценностях. Гражданская война не смогла убить в душе Шибалка тягу к человеческому родству («У вас жёны и дети есть, а у меня, окромя его, никого не оказывается…») Сам того не осознавая, герой испытывает сострадание и к матери своего ребёнка, ставшей для него врагом. Подтверждение тому тот факт, что привыкший убивать Шибалок, подробно рассказывая свою историю, не воспроизводит сам эпизод расстрела Дарьи. Видимо, не в силах заново пережить свой поступок. Он обрывает фразу. У Шолохова это показано многоточием. Однако подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения ему не под силу.
Анализ рассказа «Чужая кровь»
– Зачем в экспозиции рассказа так обстоятельно и подробно Шолохов изображает проводы Петра на фронт?
Конь
Седло и уздечка дедовская с серебряным набором
Напутствие сыну служить, как отец, и «тихий Дон не срами»
«…должон и ты! (как деды и прадеды)
Как положено, сын берёт горсть родной земли.
Всё это подчёркивает нерушимость традиций в казачестве, вековой уклад жизни. Но пришла беда. Красные вторглись в быт казаков, жизнь дедову вывернули наизнанку.
– Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?
Лелеял ненависть к врагу и всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь лампасы и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись. Так де Гаврила вынашивал горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».
Слайд 11
– Чем живут старики?
Нет надежды на тихую, спокойную старость. Всё разрушается и гниёт.
Тоска смертная сушит душу.
Слайд 12.
– Что происходит в кульминации рассказа?
– Что становится смыслом жизни деда Гаврилы?
Гаврила ухаживает за красноармейцем, не отходя со старухой от него ни днём ни ночью.
«С каждым днём с ужасом чувствовал Гаврила, что кровно привязывается к новому Петру…» «От слова отец потеплело у Гаврилы в груди». «Говорили между собою мало, но отношения увязались простые и любовные». «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного…»
Так автор показывает христианскую основу душевного движения Гаврилы: ненависть – жалость – любовь к поверженному врагу. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом. Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви.
Слайд 13.
– Так какова же концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова?
Гражданская война изображена без прикрас, как классовая схватка. И классовая ненависть оказывается сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец убивает родного сына, родные братья становятся смертельными врагами.
Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа.
Слайд 14. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, душа народа неизменно остаётся живой, чистой. Самые обычные люди сохраняют в себе ностальгию по прежней мирной жизни, память о человеческом в человеке.
Чтец.
Как сейчас, отлично помню
(Этот вечер мне запал
прямо в сердце!): повезло мне –
в руки Шолохов попал.
Взял я книжку-невеличку
И хоть вымок и продрог,
Но от первой же странички
Оторвать глаза не мог.
Весь квартал кругом облазив,
Выбрал я сухой подъезд
И все шесть «Донских рассказов»
Прочитал в один присест.
Вторгся в душу мне зелёный
Аромат донских степей,
Покорили волны Дона –
Хоть бери в ладонь и пей!
Верьте мне или не верьте,
С той поры на вечный срок
В душу врос до самой смерти
Добрый шолоховский слог.
Как забудешь ту страницу,
Где вдруг встали пред тобой
Эти судьбы, эти лица
Над рекою голубой.
Источник