Подбери прилагательные к данным существительным эму манжета такси мозоль

Подбери прилагательные к данным существительным эму манжета такси мозоль thumbnail

I вариант.

 Какими частями речи являются выделенные слова?

           Стою на нашем берегу, покой границы берегу.  

          ( на берегу – сущ., берегу границы – глагол).

 Расставь ударение в словах.

           Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.  

      3. Подбери русскую пословицу, подходящую по смыслу к данной пословице:

      Финская: тот не заблудится, кто спрашивает. ( Язык до Киева доведет).

       4. Подбери прилагательные к данным существительным:

…. какаду (яркий, сердитый, одинокий)

… шимпанзе (грустный, добрый, смешной)

… шампунь (мягкий, пахучий, цитрусовый)

…тюль (красивый, светлый, прозрачный)

       5. Составь слово, если в нем

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский  (приморский)

         6. У каких существительных нет формы единственного числа?

             Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.  (Жалюзи, шорты, каникулы, ножницы).

          7. Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

             Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

             (Землекоп, теплоход).

          8. Выбери только однокоренные слова:

              Лес, лесник, прелесть, лесной, лесничий, лесенка, перелесок, лесником,

               лесничество, слесарь, у лесника.

             (Лес, лесник, лесной, лесничий, перелесок, лесничество).

         9. Фразеологизмы замени одним словом:

             Зарубить на носу – (запомнить)

             Клевать носом – (дремать)

             Бить баклуши – (бездельничать)

             Высасывать из пальца – (выдумывать)

        10. Допиши пословицы:

             Сколько веревочке не виться, … (а конец будет).

             Где много слов,… (там мало дела).

        11. Подбери синонимы к словам-определениям:

              Грустный –  (печальный)

              Радостный – (весёлый)

              Жесткий – (твёрдый)

              Отважный – (смелый)

        12. Составьте слова, исключая постепенно «лишние» слова:

              Грит, сали, хутеп, фелетон, девьмед.  (Тигр, лиса, петух, телефон, медведь)

        13. Раздели слова на две группы:

             П..нал. ст..ять., сн..жинка, уч..ник, в..дро, п..рчатка, ст..рона, к..рова.

            ( Пенал, ученик, перчатка, корова. Стоять, снежинка, ведро, сторона)

        14.Объясните, как вы  понимаете эти выражения:

             Это тебе не по зубам – … (Это тебе не по силам)

             Положил зубы на полку –… (Ничего не ел)

             Имеет зуб против меня – … (Настроен против меня)

             Зуб на зуб не попадает – … (Очень сильно замёрз)

                15. Разберите слова по составу:

             Тетрадка, листок, тракторист, звездочка, приморский, безошибочный.

II вариант.

         1. Какими частями речи являются выделенные слова?

             На то и печь, чтобы хлеба в ней печь.

            (На то и печь – сущ., хлеба печь – глагол)

         2. Расставь ударение в словах.

             Щавель, хвоя, инструмент, маляр,  тефтели.

         3. Подбери русскую пословицу, подходящую по смыслу к данной пословице:

             Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

             (Тише едешь – дальше будешь).

         4. Подбери прилагательные к данным существительным:

  • …. эму (быстрый, взрослый, смелый).
  • … манжета (чистая, белая, накрахмаленная).
  • … такси (городское, зелёноглазое, междугороднее)
  • …мозоль ( больная, большая, кровоточащая)

        5. Составь слово, если в нем

  • Корень – из слова городить
  • Окончание – из слова морозный
  • Приставка – из слова закрыть
  • Суффикс – из слова холодный (загородный)

       6. У каких существительных нет формы единственного числа?

           Жалюзи, носки, уста, шорты, кеды, щипцы, стулья, рукописи, клещи

          (жалюзи, уста, шорты, кеды, щипцы, клещи).

       7. Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

           Грузовик, садовник, садовод, тепловоз, парник, пароход, теплота.

Читайте также:  Мозоли лечение у взрослого

          ( Садовод, тепловоз, пароход)

       8. Выбери только однокоренные слова:

           Весёлый, весло, весельчак, новоселье, веселье, развесил, отвесный, весёлые,  

           развеселил, вселенная.

          (Весёлый, весельчак, веселье, развеселил).

       9. Фразеологизмы замени одним словом:

           Точить лясы – … (болтать)

           Кот наплакал – … (мало)

           Сидеть сложа руки – … (бездельничать)

           Набрать в рот воды – … (молчать)

        10. Допиши пословицы:

             Ученье – свет, … (а неученье – тьма)

             Скучен день до вечера,… (коли делать нечего)

       11.Подбери синонимы к словам-определениям:

             Красивый –…(прекрасный)

             Жадный –…(скупой)

             Смышленый –…(сообразительный)

             Неуклюжий –… (неповоротливый)

         12. Составьте слова, исключая постепенно «лишние» слова:

              Фаржи, носл, терпьюком, кусбар, летдя.  

              (Жираф, слон, компьютер, барсук, дятел)

          13.Раздели слова на две группы:

               П..льто. б..жать., зв..зда, учит..ль, д..бро, п..мидор, ст..рина, к..р.ндаш.

              (Пальто, учитель, помидор, карандаш.  Бежать, звезда,  добро, старина).

          14.Объясните, как вы  понимаете эти выражения:

                Мастер на все руки – …(Умеет многое делать)

                Дело мастера боится – … (Если дело делает мастер, то всё сразу получиться)

                Яблоку негде упасть – … (Очень тесно)

                Брать себя в руки – … (Сдерживать свои эмоции).

Источник

Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме

Задания олимпиады по русскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:

Какими частями речи являются выделенные слова?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

( на берегу – сущ., берегу границы – глагол).

Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

3. Подбери русскую пословицу, подходящую по смыслу к данной пословице:

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает. ( Язык до Киева доведет).

4. Подбери прилагательные к данным существительным:

…. какаду (яркий, сердитый, одинокий)

… шимпанзе (грустный, добрый, смешной)

… шампунь (мягкий, пахучий, цитрусовый)

…тюль (красивый, светлый, прозрачный)

5. Составь слово, если в нем

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский (приморский)

6. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы. (Жалюзи, шорты, каникулы, ножницы).

7. Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

8. Выбери только однокоренные слова:

Лес, лесник, прелесть, лесной, лесничий, лесенка, перелесок, лесником,

лесничество, слесарь, у лесника.

(Лес, лесник, лесной, лесничий, перелесок, лесничество).

9. Фразеологизмы замени одним словом:

Зарубить на носу – (запомнить)

Бить баклуши – (бездельничать)

Высасывать из пальца – (выдумывать)

Сколько веревочке не виться, … (а конец будет).

Где много слов,… (там мало дела).

11. Подбери синонимы к словам-определениям:

12. Составьте слова, исключая постепенно «лишние» слова:

Грит, сали, хутеп, фелетон, девьмед. (Тигр, лиса, петух, телефон, медведь)

13. Раздели слова на две группы:

П..нал. ст..ять., сн..жинка, уч..ник, в..дро, п..рчатка, ст..рона, к..рова.

( Пенал, ученик, перчатка, корова. Стоять, снежинка, ведро, сторона)

14.Объясните, как вы понимаете эти выражения:

Это тебе не по зубам – … (Это тебе не по силам)

Положил зубы на полку –… (Ничего не ел)

Имеет зуб против меня – … (Настроен против меня)

Зуб на зуб не попадает – … (Очень сильно замёрз)

15. Разберите слова по составу:

Тетрадка, листок, тракторист, звездочка, приморский, безошибочный.

1. Какими частями речи являются выделенные слова?

На то и печь , чтобы хлеба в ней печь.

(На то и печь – сущ., хлеба печь – глагол)

2. Расставь ударение в словах.

Щавель, хвоя, инструмент, маляр, тефтели.

3. Подбери русскую пословицу, подходящую по смыслу к данной пословице:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

(Тише едешь – дальше будешь).

4. Подбери прилагательные к данным существительным:

  • …. эму (быстрый, взрослый, смелый).
  • … манжета (чистая, белая, накрахмаленная).
  • … такси (городское, зелёноглазое, междугороднее)
  • …мозоль ( больная, большая, кровоточащая)

5. Составь слово, если в нем

  • Корень – из слова городить
  • Окончание – из слова морозный
  • Приставка – из слова закрыть
  • Суффикс – из слова холодный (загородный)
Читайте также:  Мокрая мозоль народные методы

6. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, носки, уста, шорты, кеды, щипцы, стулья, рукописи, клещи

(жалюзи, уста, шорты, кеды, щипцы, клещи).

7. Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

Грузовик, садовник, садовод, тепловоз, парник, пароход, теплота.

8. Выбери только однокоренные слова:

Весёлый, весло, весельчак, новоселье, веселье, развесил, отвесный, весёлые,

(Весёлый, весельчак, веселье, развеселил).

9. Фразеологизмы замени одним словом:

Сидеть сложа руки — … (бездельничать)

Набрать в рот воды — … (молчать)

Ученье – свет, … (а неученье – тьма)

Скучен день до вечера,… (коли делать нечего)

11.Подбери синонимы к словам-определениям:

12. Составьте слова, исключая постепенно «лишние» слова:

Фаржи, носл, терпьюком, кусбар, летдя.

(Жираф, слон , компьютер , барсук, дятел)

13.Раздели слова на две группы:

П..льто. б..жать., зв..зда, учит..ль, д..бро, п..мидор, ст..рина, к..р.ндаш.

(Пальто, учитель, помидор, карандаш. Бежать, звезда, добро, старина).

14.Объясните, как вы понимаете эти выражения:

Мастер на все руки – …(Умеет многое делать)

Дело мастера боится – … (Если дело делает мастер, то всё сразу получиться)

Яблоку негде упасть – … (Очень тесно)

Брать себя в руки – … (Сдерживать свои эмоции).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам «Звуки и буквы», «Слово», «Предложения», «Текст».

Включены задания повышенной трудности по темам «Звуки и буквы», «Слово», «Предложения», «Текст».

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у.

Олимпиада по русскому языку.

Материал для школьного тура олимпиады по русскому языку 4 класс.

Материал для проведения школьных олимпиад .

источник

Составьте словосочетания прил+сущ,подобрав к каждому существительному подходящее прилагательное. 1)тюль,рояль,мозоль,картофель,фасоль,шампунь.

Ответ или решение 2

Составление согласований

В словосочетаниях существительное и прилагательное связываются грамматически и по смыслу. В таких словосочетаниях главным словом является имя существительное, а имя прилагательное является зависимым, поэтому важно правильно определить род имени существительного и от него поставить смысловой вопрос к имени прилагательному.

Составление словосочетаний существительное + прилагательное

Запишем предложенные имена существительные; определим их род и запишем его в скобках, для того, чтобы не загромождать составление словосочетаний:

  1. тюль (м. р.), рояль (м. р.), мозоль (ж. р.), картофель (м. р.), фасоль (ж. р.), шампунь (м. р);
  2. кофе (м. р.), шоссе (ср. р.), кашне (шарф, ср. р), кольраби (сорт капусты, ж. р.), колибри (птица, м. р.), какаду (птица, м. р.), кенгуру (животное, м. р);
  3. мадам (ж. р.), мадмуазель (ж. р.), месье (м. р), леди (ж. р.), сэр (м. р.), синьор (м. р.), синьора (ж. р.);
  4. Тбилиси (город, м. р.), Сочи (город, м. р.), Баку(город, м. р.), Онтарио (озеро, ср. р.), Рио-де-Жанейро (город, м. р.);
  5. умница Маша (ж. р.), забияка Володя (м. р.), трудяга Алёша (м. р.), староста Лена (ж. р.).

Составим словосочетания, поставив вопрос от существительного к прилагательному; подобранные прилагательные могут быть различными, но взаимодействовать с существительным по смыслу:

  1. тюль (какой?) ажурный, рояль (какой?) старинный, мозоль (какая?) больная, картофель (какой?) скороспелый, фасоль (какая?) консервированная, шампунь (какой?) детский;
  2. кофе (какой?) свежеобжаренный, шоссе (какое?) федеральное, кашне (какое?) кашемировое, кольраби (какая?) свежая, колибри (какой?) маленький, какаду (какой?) важный, кенгуру (какой?) сумчатый;
  3. мадам (какая?) статная, мадмуазель (какая?) приветливая, месье (какой?) серьёзный, леди (какая?) образованная, сэр (какой?) гостеприимный, синьор (какой?) печальный, синьора (какая?) замужняя;
  4. Тбилиси (какой?) восхитительный, Сочи (какой?) олимпийский, Баку (какой?) солнечный, Онтарио (какое?) величественное, Рио-де-Жанейро (какой?) карнавальный;
  5. умница Маша (какая?) прилежная, забияка Володя (какой?) драчливый, трудяга Алёша (какой?) исполнительный, староста Лена (какая?) аккуратная.

1) Белый тюль, старинный рояль, большой мозоль, вареный картофель, стручковая фасоль, новый шампунь.

2) Сладкий кофе, скоростное шоссе, вязаное кашне, вкусная кольраби, маленькая колибри, старый какаду, австралийский кенгуру.

3) Старая мадам, молодая мадемуазель, уважаемый месье, стройная леди, пожилой сэр, богатый синьор, прекрасная синьора.

4) Старый Тбилиси, олимпийский Сочи, нефтяной Баку, легендарный Онтарио, веселый Рио-де-Жанейро.

5) Большая умница Маша, грубый забияка Володя, настоящий трудяга Алёша, строгая староста Лена.

источник

Источник

Ответы по русскому языку

Задание 1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите.

Белый рояль, звучная фамилия, хрустальная бра, серая мышь, вкусный картофель, чёрный кофе, мокрый рельс, белый тюль, новое кафе, старая туфля, чёрный какаду, голодный шимпанзе, чёрный пальто, мокрое шоссе, ближайшее метро, старый мозоль, заполненный табель, вагонное депо, свободное купе, сладкий какао, старое пианино, новое меню, свободное такси, красивое фойе, справочное бюро, проигранное пари, объективное жюри, интересное кино.

Ответы и практические задания по морфологической норме

Задание 2. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь – женское, вертушка – женское, воротила – мужское, выскочка – общее, неисправимый выскочка – мужское, неисправимая выскочка – женское, вышибала – мужское, жертва – женское, запевала – общее, лучший запевала – мужское, лучшая запевала – женское, коллега – общее, надёжный коллега – мужское, надёжная коллега – женское, лакомка – общее, толстый лакомка – мужское, толстая лакомка – женское, лиса – женское, мазила – общее, хронический мазила – мужское, хроническая мазила – женское, марионетка – женское, невежда – общее, безнадёжный невежда – мужское, безнадёжная невежда – женское, недотрога – общее, упорный недотрога – мужское, упорная недотрога – женское, недоучка – общее, старый недоучка – мужское, старая недоучка – женское, писака – общее, рьяный писка – мужское, рьяная писака – женское, старшина – мужское, стрекоза – женское, судья – мужское, тамада – мужское, тряпка – женское, тупица – общее, беспросветный тупица – мужское, беспросветная тупица – женское, умница – общее, обаятельный умница – мужское, обаятельная умница – женское, ябеда – общее, отвратительный ябеда – мужское, отвратительная ябеда – женское.

Читайте также:  Чем мазать мозоль на косточке

Задание 3. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой.

  1. Домик на пригорке был чёрный и крыт толем.
  2. Ставень слетел с петли. Ставня слетела с петли.
  3. Ударили по рельсу, подвешенному к дереву.
  4. Мы вошли в светлый большой зал.
  5. Ветром был разбросан скирд. Ветром была разбросана скирда.

Задание 4. От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

  1. Красивый жираф, пустынная степь, большой скирд, большая скирда, старый неряха, старая неряха, вкусное яблоко, красивый ставень, красивая ставня, новая присоска, грязная шинель, золотая медаль, тёплый унт, белый гусь, чёрная клавиша, грязная манжета, грязный манжет, тюлевая занавесь, новый староста, распространённая идиома.
  2. Чёрный рояль, мокрый рельс, белая босоножка, лесное пожарище, золотой погон, тяжёлая бандероль, лучший запевала, лучшая запевала, спелая гроздь, военный санаторий, высокий ботфорт, светлый зал, душистый шампунь, кровавая мозоль, маленькая плакса, справедливый судья, резиновый бот.

Задание 5. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина – отсутствие родовой пары, гонщица – гонщик, доярка – дояр, массажистка – массажист, маникюрша – санитарка – санитар, секретарша – секретарь, сиделка – отсутствие родовой пары, солистка – солист, студентка – студент, телеграфистка – телеграфист, ткачиха – ткач, чемпионка – чемпион.

Задание 6. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Аквалангист – аквалангистка, адвокат – отсутствие родовой пары, бригадир – отсутствие родовой пары, бригадирша – просторечное, в разговорной речи, врач – отсутствие родовой пары, врачиха – просторечие, генерал – отсутствие родовой пары, генеральша – в разговорной речи, директор – отсутствие родовой пары, директорша – просторечие, директриса – в разговорной речи, доктор – отсутствие родовой пары, докторша – просторечие, доктор наук – отсутствие родовой пары, защитник – защитница, инженер – отсутствие родовой пары, космонавт – отсутствие родовой пары, кандидат в мастера – отсутствие родовой пары, кондуктор – отсутствие родовой пары, лаборант – лаборантка, машинист – машинистка, научный сотрудник – отсутствие родовой пары, педагог – отсутствие родовой пары, слесарь – отсутствие родовой пары.

Задание 7. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Составьте с ними словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.

В детском саду, в Приморском крае (в родном краю – доп.), в дополнительном отпуске (в дополнительном отпуску – доп.), в горячем цехе (в горячем цеху – доп.), в платяном шкафу, в новом доме, оказаться в холоде, в тёмном лесу, в юбилейном году, в цвете молодости, яблоки в цвету, в своём порту, в горячем чае.

Задание 8. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она). Навстречу (я, он, она, они). Выше (он, она, я). Благодаря (он, она, они, мы, вы). За(он, она, ты, я). К (он, она, они, мы). Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, вы).

У него, у меня, у них, у неё.

Навстречу мне, навстречу ему, навстречу ей, навстречу им.

Выше него, её, меня.

Благодаря ему, ей, им, нам, вам.

За ним, за ней, за тобой, за мной.

К нему, к ней, к ним, к нам.

Из-за него, из-за неё, из-за них, из-за вас, из-за нас.

Вслед за ним, вслед за ней, вслед за ними, вслед за нами. 

Задание 9. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать. 

Капать – капает, каплет.

Махать – машет.

Сыпать – сыплет, сыпет – допустимо.

Двигать – двигает (в значении «перемещать что-либо»).

Мяукать – мяукает, мяучит – устаревшее.

Щипать – щиплет.

Брызгать – брызжет, брызгает.

Полоскать – полощет, полоскает – допустимо.

Остальные ответы по русскому языку

Список ответов по всем предметам

Источник