Кусок сыра большая мозоль тонкий тюль

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное.
- Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:
- полученный бандероль
- молодая картофель
3. больная мозоль
4. яичная шампунь
2…Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:
- концертная рояль
- свежий овощ
- красивая тюль
- вкусный фасоль
3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга – к именам существительным общего рода относятся:
- а, б, в, г
- а, б
- а, б, в
- б, в
4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:
1 а, б, в, г
2. а, б, г
3. а, б, в
4. б, в, г
5. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:
1. мужской 2. средний 3. женский 4. общий
6. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:
1. серьезное жюри 2. красивая бра 3. зеленый такси 4. вкусная какао
7. Укажите существительное среднего рода:
1. маэстро 2. кутюрье 3. коммюнике 4. кофе
8. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:
1. жалюзи 2. мозоль 3. евро 4. бра
9. Найдите предложение с ошибкой:
1. Интервью с актером близилось к концу
2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря
3. В универмаге продается красивая тюль
4. Кофе готовился недолго
- Найдите предложение с ошибкой:
- Мы подъехали к многоводному Миссисипи
- И на покорный рояль властительно ложились руки
- Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль
- Белая клавиша в рояле западала.
- Найдите предложение с ошибкой:
- Токио встретило нас радушно
- Дели утопал в зелени
- Туапсе славился как замечательный курорт
- Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году
- Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :
- определяется по первому слову
- определяется по второму слову
- определяется по роду несклоняемого слова
- не может быть определена
13. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику: ср.род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:
1. кашне 2. пенальти 3. шимпанзе 4. маэстро
14. Из перечисленных слов: а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:
1. а, б, г 2. а, в 3. б, в, г 4. а, б
15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :
1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки
16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :
1. мысли 2. дворяне 3. перила 4. ссоры
17. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :
1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне
18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :
1. листва 2. поэма 3. аптекарь 4. порт
19. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :
1. якорь 2. квартал 3. синева 4. адрес
20. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И.п. мн.ч.
1. инженер 2. шофер 3. профессор 4. ректор
21. Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им.п. мн.ч.:
1. доктор 2. сторож 3. слесарь 4. агрессор
22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им.п. мн. Ч. :
1. веера 2. жемчуга 3. паспорта 4. торта
23. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн.ч : а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер – к числу нормативных относятся :
1. а, б, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б
24. Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р.п. мн.ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, – к числу нормативных относятся :
1. а, Б, в, 2. а, в 3.б, в 4. в, г
25. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок
в) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся :
1.в, г 2. б, в 3.б, г 4. а, б
26. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,
в) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся :
1.а, б, г 2. а, б 3. б, г 4. б, в, г
27. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :
1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3.нет армян 4. нет чулков
28. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :
1. несколько грузин 2.несколько серег 3.несколько туфель 4. несколько ясель
29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:
1. село Одинцово 2. Петр Одинцов
30.Выберите правильную форму Им. п ед.ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ :
1. пылища 2. пылище
Ответы по культуре речи. Имя существительное.
- 3
- 2
- 3
- 3
- 2
- 1
- 3
- 3
- 3
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 3
- 1
- 1
- 3
- 3
- 3
- 4
- 1
- 2
- 2
- 2
- 4
- 4
- 1
- 1
Источник
Класс________________________________
Фамилия_____________________________
Имя_________________________________
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Кол-во баллов | |||||||||||||||
Всего баллов |
1.Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина, тран вай, интиресный.
(10 баллов)
2. Расставьте ударение в словах: звонит, цемент, газопровод, каталог, заняла, шарфы, щавель, хозяева, баловать, дремота.
(10 баллов)
3.Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков
1) спальня | 4) стулья |
2) скальпель | 5) мыться |
3) штамповать | 6) фильм |
(5 баллов)
4. Подчеркните слова, состав которых соответствует схеме:
1) вылеты | 4) походы |
2) осмотр | 5) пригород |
3) списки | 6) безголосый |
(3 балла)
5. Подчеркните слова, которые нельзя переносить
1) трость | 4) утёс |
2) пояс | 5) грызть |
3) осень | 6) сельдь |
(5 баллов)
6.Определите род существительных: туфля, повидло, тюль, шампунь, мозоль, толь, кофе, шоссе, кенгуру, такси.
(10 баллов)
7. Определите падеж выделенных слов.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и отпустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз. (9 баллов)
8. Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
- За рекой находится село.
- Солнце село за горизонт.
(12 баллов)
9. Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа.
яблоко-_____________ ботинок-____________ стекло-_____________ кольцо-_____________ носок-______________ | помидор-______________ апельсин-_____________ грамм-________________ полотенце-____________ облако-_______________ |
(10 баллов)
10. Объясните фразеологический оборот:
У него ветер в голове________________________________________________
Как ветром сдуло___________________________________________________
Бросать слова на ветер_______________________________________________
Искать ветра в поле_________________________________________________
(4 балла)
11. Подчеркните лишнюю пару слов.
глубокий – мелкий
громкий – сильный
робкий – смелый
широкий – узкий
говорить – молчать
(1 балл)
12. Запишите пословицы, в которых встречается слово “два”.
(за каждую – 1 балл)
13. Найдите “третье лишнее”.
1) Гореть, угорать, гора.
2) Горе, нагорный, горевать.
3) Пот, потолок, потливый.
4) Море, морщины, морской.
5) Боль, большой, больница.
6) Вода, водить, водник.
(6 баллов)
14. Соедините части пословиц.
На словах и так и сяк… | покажи делом |
На словах города берёт… | да скупа на дела |
Не храбрись словом… | а на деле ни шагу вперёд |
Щедра на слова… | а на деле никак. |
(4 балла)
15. Расшифруйте слова. Запишите полученные слова.
РАВЗДСТВУЙТЕ | РЕСИНТЕНЫЙ | ЛЮСТРАК |
НИКАЗЕМЛЯ | АНИТРАК | |
ИНЕРЖЕН | КАРФЕЛЬТО |
(7 баллов)
____________________________________
____________________________________
При выполнении заданий олимпиады вы можете набрать 100 баллов.
Олимпиады по русскому языку. 4 класс
1. Поставь в словах ударение..
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной,
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.
2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
Лей – _______________
Шей – ______________
Шёл – ______________
Лёд – _______________
3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.
Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – _____________________________________________________.
Верное средство – _________________________________________________.
Верный ответ – __________________________________________________.
5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе, мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши получившиеся словосочетания.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ:________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7. Закончи пословицы:
У кого что болит, то____________________________________________________.
Где много слов, там _______________________________________________.
Долго спать, с долгом ______________________________________________.
Ехал бы воевать, да ленив __________________________________________.
За всё берётся, да _________________________________________________.
Тяжело в учении, _________________________________________________.
8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
1 группа_____________________________________________________________
2 группа_ _____________________________________________________________
Ответы и критерии оценки
За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – минус 0,25 балла.
Задание 1.
Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия,
возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!),
и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль.
0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение
Задание 2.
Ель, ешь, ложь, толь.
0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла
Задание 3
Домов, столов, ковров (окончание –ов)
Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)
2 балла
Задание 4.
Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное лекарство, правильный ответ.
0,5 балла за верно подобранное слово.
Задание 5.
Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, старинный рояль,
просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, больная мозоль.
0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.
Задание 6.
Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
0,25 балла за слово
Задание 7.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
Долго спать – с долгом вставать.
Ехал бы воевать, да ленив вставать.
За всё берётся, да не все удаётся.
Тяжело в учении – легко в бою.
0,5 балла за каждую пословицу.
Задание 8.
За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла.
Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и окончание).
1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит, солнцем, лесной.
2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке
Источник
Итоговый контроль по блоку №3
I вариант
1. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной
Голосишк_, зайчишк_, мостишк_, пальтишк_, плутишк_, сараюшк_, трусишк_, коровушк_
2. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-
Брат, город, забор, крыло, река, шалун, гектар, деревня, корова, письмо, сын, дом
3. Определите род данных существительных
Авокадо, алоэ, бандероль, бра, вуаль, вуз, Гоби, денди, жабо, желе, имбирь,
казино, кофе, кашне, кашпо, кольраби, какао, маэстро, меню
4. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки
1) У стены стоит (черный) рояль. 2) На ужин мы приготовили (жареный) картофель. 3) Чтобы крыша не текла, ее нужно накрыть (толь). 4) Друг пригласил меня на чашечку (черный) кофе. 5) Для прослойки торта можно использовать (яблочный) повидло. 6) В зале сидит (компетентный) жюри. 7) Ребенок с удовольствием ест (картофельный) пюре. 8) В праздники в доме обычно готовили (вкусный) студень.
5. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн. ч. имеют окончание -ы(и).
1) Отпуск, приговор; 2) шофер, профессор; 3) доктор, фронт; 4) договор, конструктор
6. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн.ч.
Выбор, директор, бухгалтер, договор, доктор, инженер, инспектор, округ, отпуск,
конструктор, приговор, клапан, ревизор, повар, паспорт, слесарь, офицер, фронт, мастер
7. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн.ч.
Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки.
8. Спишите, раскрывая скобки
1) На Черном море много песчаных (побережье). 2) Отряд (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте. 3) Я оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потемки). 4) Я встал, сняв ребенка с (колени). 5) В саду много (яблони), (вишни), (смородина). 6) Сколько же (платья) тебе нужно? 7) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). 8) Над болотом кружила пара (цапли). 9) Сколько (доли) от наследства ты получил? 10) В нашем городе много (грузины), (туркмены), (узбеки), (цыгане), (осетины), (башкиры).
9. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания
1) Многие полотна написанные Поленов_м можно увидеть в музее, что располагается в усадьбе, названной по фамилии своих владельцев Поленов_м. 2) Полет в космос 12 апреля 1961 года – беспрецедентный подвиг совершенный Гагарин_м. Город Гжатск где родился и вырос первый космонавт теперь называется Гагарин_м. 3) Принцип построения термодинамической температурной шкалы был предложен Кельвин_м в 1848 году.
10. Укажите номер ряда, в котором все существительные женского рода
1) Алоэ, кофе; 2) Сочи, салями; 3) тюль, метро; 4) мозоль, кольраби
11. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов
Дыра, сапог, ураган, полотно, сила, кусок, сбор, грязь, рука, хвост.
12. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик-, -щик- имена существительные
Проходить, советовать, притворяться, сварить, резать, рассказать, камень, пилить, баня, контора, стекло
13. Распределите слова в две группы:
а) ь пишется после шипящих на конце слова;
б) ь не пишется после шипящих на конце слова.
Муж(?), тиш(?), витраж(?), задач(?), полноч(?), радиопередач(?), гуаш(?),
пейзаж(?), коллаж(?), свеч(?), бреш(?), лож(?), выигрыш(?), тиш(?),
манеж(?), роскош(?), монтаж(?), глуш(?), ключ(?), ноч(?).
II вариант
1. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной
Землишк_, горлышк_, зернышк_, нивушк_, парнишк_, полюшк_, соловушк_, хлебушк_
2. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-
Гнездо, комар, мать, трава, ива, усадьба, изба, поле, доля, горе, соловей, солнце
3. Определите род данных существительных
Метро, мозоль, ножище, озимь, Онтарио, плацкарта, повидло, пони, портье,
рагу, рояль, салями, Сочи, толь, тюль, шампунь, хобби, шоу.
4. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки
1) Я долго греб веслами, отчего на руке (вздуться) (огромный) мозоль. 2) Мать чисто прибрала в комнате, на окна повесила (красивый) тюль. 3) Лицо дамы (скрывать) (густой) вуаль. 4) Отличник гордится (свой) (табель). 5) Машина ехала по (асфальтированный) шоссе. 6) На озере (плавать) (черный) лебедь. 7) Голову моют (шампунь).
5. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн.ч. имеют окончание -а(я)
1) Инспектор, якорь; 2) снайпер, редактор; 3) округ, приговор; 4) лектор, штемпель
6. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн. ч.
Профессор, сторож, фельдшер, редактор, торт, снайпер, шофер, штемпель, борт, юнкер,
веер, якорь, стог, корм, катер, жернов, лектор, аптекарь, торт.
7. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн.ч.
Сапоги, туфли, ботинки, чулки, носки, ступни, обои, ставни, блюдца, простыни, полотенца, плоскогубцы, оглобли, ружья, погоны, кресла, бревна, щипцы, очки, тиски, волокна, свадьбы, усадьбы, ясли, кегли, сакли, ноздри, распри, кочерги, дно, днища, грабли, сумерки
8. Спишите, раскрывая скобки
1) Мать велела мне купить несколько (простыни). 2) Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила по два (килограммы) (яблоки) и (помидоры). 3) В углу стояло несколько (кочерга). 4) Рим пал от нашествия (варвары). 5) Сегодня мне нужно забрать братишку из (ясли). 6) Отец привез из Самарканда несколько (дыни). 7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки) и (носки). 8) Осенью бывает много (свадьба). 9) Иван Андреевич Крылов написал много (басни). 10) После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими.
9. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания
1) Сражение под Бородин_м стало переломным моментом в Отечественной войне 1812 года. Этому событию посвящено стихотворение написанное Лермонтов_м и названное “Бородин_”. 2) Под городом Серпухов_м Приокско-Террасный заповедник. 3) В усадьбе близ Загорска по сей день именуемой Абрамцев_м гостили известные писатели и художники. Многими из них Васнецов_м Репин_м Серов_м здесь создавались прекрасные произведения.
10. Укажите номер ряда, в котором все существительные среднего рода
1) Алоэ, кофе; 2) портье, повидло; 3) казино, маэстро; 4) желе, рагу
11. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов
Нога, нож, борода, топор, бревно, яма, кулак, дно, пожар, лапа
12. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик-, -щик- имена существительные
Буфет, перевозить, смазать, извоз, бетон, разведать, текстиль, заказ, упаковать, подписать, обидеть.
13. Распределите слова в две группы:
а) ь пишется после шипящих на конце слова;
б) ь не пишется после шипящих на конце слова
Суш(?), ландыш(?), камыш(?), мелоч(?), экипаж(?), тысяч(?),стриж(?),
антураж(?), репортаж(?), мыш(?). фальш(?), печ(?),массаж(?),
ковш(?), реванш(?), вкладыш(?), помощ(?), мираж(?), луч(?), доч(?)
Ключ 1 вариант
1. Голосишко (неодуш., м. р.), зайчишка (одуш., м. р.), мостишко (неодуш., м. р.), пальтишко (ср. р.), плутишка (одуш., м. р.) , сараюшко (неодуш., м. р.), трусишка (одуш., м. р.), коровушка (ж. р.).
2. Брат, город, забор, крыло, река, шалун, гектар, деревня, корова, письмо, сын, дом.
3. Авокадо (ср. р.), алоэ (ср. р.), бандероль (ж. р.), бра (ср. р.), вуаль (ж. р.), вуз (м. р.), Гоби (ж. р.), денди (м. р.), жабо (ср. р.), желе (ср. р.), имбирь (м. р.), казино (ср. р.), кофе (м. р.), кашне (ср. р.), кашпо (ср. р.), кольраби (ж. р.), какао (ср. р.), маэстро (м. р.), меню (ср. р.).
4. 1) У стены стоит черный рояль (м. р.). 2) На ужин мы приготовили жареный картофель (м. р.). 3) Чтобы крыша не текла, ее нужно накрыть толем (м. р.). 4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе (м. р.). 5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло (ср. р.). 6) В зале сидит компетентное жюри (ср. р.). 7) Ребенок с удовольствием ест картофельное пюре (ср. р.). 8) В праздники в доме обычно готовили вкусный студень (м. р.).
5. 1) Отпуск, приговор; 2) шофер, профессор; 3) доктор, фронт; 4) договор, конструктор.
6. Выборы, директора, бухгалтеры, договоры, доктора, инженеры, инспектора, округа, отпуска,конструкторы, приговоры, клапаны, ревизоры, повара, паспорта, слесари, офицеры, фронты,мастера.
7. Бананов, лимонов, яблок, апельсинов, помидоров, мандаринов, гренков, томатов, вафель, баклажанов, макарон, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, киргизов, казахов, узбеков, таджиков, якутов, туркмен, солдат, татар, цыган, партизан, граммов, килограммов,валенок, сапог, туфель, ботинок.
8. 1) На Черном море много песчаных побережий. 2) Отряд солдат и группа партизан встретились в назначенном месте. 3) Я оставался в лесу долго: от синих сумерек до полных потёмок. 4) Я встал, сняв ребенка с колен. 5) В саду много яблонь, вишен, смородины. 6) Сколько же платьев тебе нужно? 7) Я купила весь садовый инвентарь, кроме граблей (или) грабель. 8). Над болотом кружила пара цапель. 9) Сколько долей от наследства ты получил? 10) В нашем городе много грузин, туркмен, узбеков, цыган, осетин, башкир.
9.1. Многие полотна, написанные Поленовым, можно увидеть в музее, что располагается в усадьбе, названной по фамилии своих владельцев Поленовом. 2. Полет в космос 12 апреля 1961 года – беспрецедентный подвиг, совершенный Гагариным. Город Гжатск, где родился и вырос первый космонавт, теперь называется Гагарином. 3. Принцип построения термодинамической температурной шкалы был предложен Кельвиным в 1848 году.
10. 1) Алоэ, кофе; 2) Сочи, салями; 3) тюль, метро; 4) мозоль, кольраби.
11. Дырища (ж. р.), сапожище (м. р.), ураганище (м. р.), полотнище (ср. р.), силища (ж. р.), кусище (м. р.), сборище (м. р.), грязища (ж. р.), ручища (ж. р.), хвостище (м. р.).
12. Проходчик, советчик, притворщик, сварщик, резчик, рассказчик,каменщик, пильщик, банщик, конторщик, стекольщик.
13. а) Тишь, полночь, гуашь, брешь, ложь, тишь, роскошь, глушь, ночь. б) Муж, витраж, задач, радиопередач, пейзаж, коллаж, свеч, выигрыш, манеж, монтаж, ключ.
Вариант 2
1. Землишка (ж. р.), горлышко (ср. р.), зернышко (ср. р.), нивушка (ж. р.), парнишка (одуш., м. р.),полюшко (ср.р.), соловушка (одуш., м. р.), хлебушко (неодуш., м. р.)
2. Гнездышко, комаришка, матушка, травушка, ивушка, усадьбушка, избушка, полюшко,долюшка, горюшко, соловушка, солнышко.
3. Метро (ср. р.), мозоль (ж. р.), ножище (м. р.), озимь (ж. р.), онтарио (ср. р.), плацкарта (ж. р.), повидло (ср. р.), пони (м. р.), портье (м. р.), рагу (ср. р.), рояль (м. р.), салями (ж. р.), Сочи (м. р.), толь (м. р.), тюль (м. р.), шампунь (м. р.), хобби (ср. р.), шоу (ср. р.).
4. 1) Я долго греб веслами, отчего на руке вздувалась огромная мозоль (ж. р.). 2) Мать чисто прибрала в комнате, на окна повесила красивый тюль (м. р.). 3. Лицо дамы скрывала густая вуаль (ж. р.). 4) Отличник гордится своим табелем (м. р.). 5) Машина ехала по асфальтированному шоссе (ср. р.). 6) На озере плавал черный лебедь (м. р.). 7) Голову моют шампунем (м. р.).
5. 1) Инспектор, якорь; 2) снайпер, редактор; 3) округ, приговор; 4) лектор, штемпель.
6. Профессора, сторожа, фельдшера, редакторы, торты, снайперы,шоферы, штемпеля, борта, юнкеры, веера, якоря, стога, корма,катера, жернова, лекторы, аптекари, торты.
7. Сапог, туфель, ботинок, чулок, носков, ступней, обоев, ставень, блюдец, простынь (или) простыней, полотенец, плоскогубцев, оглоблей или оглобель, ружей, погон, кресел, бревен, щипцов, очков, тисков, волокон, свадеб, усадеб, яслей, кеглей, саклей, ноздрей, распрей,кочерёг, доньев, днищ, грабель (или) граблей, сумерек.
8. 1) Мать велела мне купить несколько простын(ь)ей. 2) Я не нашла в магазинах ни апельсинов,ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила по два килограмма яблок и помидоров. 3) В углу стояло несколько кочерёг. 4) Рим пал от нашествия варваров. 5) Сегодня мне нужно забрать братишку из яслей. 6) Отец привез из Самарканда несколько дынь. 7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых сапог, несколько пар шерстяных чулок и носков. 8) Осенью бывает много свадеб. 9) Иван Андреевич Крылов написал много басен. 10) После заморозков ягоды рябины становятся сладкими.
9. 1) Сражение под Бородином стало переломным моментом в Отечественной войне 1812 года. Этому событию посвящено стихотворение, написанное Лермонтовым и названное “Бородино”. 2) Под городом Серпуховом Приокско-Террасный заповедник. 3) В усадьбе близ Загорска, по сей день именуемой Абрамцевом, гостили известные писатели и художники. Многими из них: Васнецовым, Репиным, Серовым – здесь создавались прекрасные произведения.
10. 1) Алоэ, кофе; 2) портье, повидло; 3) казино, маэстро; 4) желе, рагу.
11. Ножища (ж. р.), ножище (м. р.), бородища (ж. р.), топорище (м. р.), бревнище (ср. р.), ямища (ж. р.), кулачище (м. р.), днище (ср. р.), пожарище (м. р.), лапища (ж. р.).
12.Буфетчик, перевозчик, смазчик, извозчик, бетонщик, разведчик, текстильщик, заказчик,упаковщик, подписчик, обидчик.
13. а) Сушь, мелочь, мышь, фальшь, печь, помощь, дочь. б) Ландыш, камыш, экипаж, тысяч, стриж, антураж, репортаж, массаж, ковш, реванш, вкладыш, мираж, луч.
Источник