Куприну неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки

Куприну неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки thumbnail

А25.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

1. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Подсказка. Ответы на вопросы: что такое сложноподчиненное предложение и виды придаточных, – найдешь в заданиях А24 и В6.

Правило.

Проставить знаки препинания в таких предложениях поможет следующий алгоритм:

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

Ловушка!

Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.

[В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка).

Его легко можно восстановить из контекста:

В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).

Это предложение соответствует схеме: [     ], (           ) И/ИЛИ (            ).

1. Запятая на стыке двух союзов.

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:

– когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.

– при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.

запятая на стыке двух союзов

Правило.

,что если… , то

,что когда… , то

,что хотя… , то

,и когда… , то

,и если… , то

,но если… , то

,но так как… , то

стык союзов → то/ так / но →  ,

стык союзов → то/ так / но →  запятой нет

Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом,то делал очень сложную операцию какой-то женщине.

Я утешал себя тем, что, если бы с Катей случилось несчастье, кто-нибудь непременно ответил мне.

Алгоритм действий.

1. Выделить грамматические основы.

2.  Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.

3.  Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).

4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).

5. Проставить знаки препинания.

https://5-ege.ru/znaki-v-slozhnopodchinennom/

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 4

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.

[Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело).

Таким образом, получаем:

Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала2 главных
несмотря на что?                                                        о чем?

хотя вспомнить все было трудно                                    как было дело

2 неоднородных придаточных

По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.

НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому  между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.

Значит,

[Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело).

Правильный – вариант ответа №2.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

1) 1, 2, 3              2) 2, 3              3) 3                 4) 1, 2

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4              2) 1, 2, 3, 4        3) 2, 3              4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

1) 1, 2, 3, 4            2) 1, 2, 4              3) 1, 3              4) 2, 4

Ответы: 1, 2, 2.

Рекомендуем:

Источник

А 26

Вариант № 49.

Объясните постановки  знаков  препинания или их  отсутствия в предложении.

В сказках часто повествуется о том, (перед как ставиться запятая) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой, (конец прич оборота) и, (однордное соподчинение) если говорить о владимирских печах,(перед то ставиться запятая) то сказочники были недалеки от истины. Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (общий второстепенный член) и (общий второстепенный член) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога,(однородное соподчинение) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (=и) ему вдруг стало весело. Молодые люди скоро дошли до размышлений,(перед союзом что ставится запятая) что им непременно надо поженить­ся, (перед но ставиться запятая) но, (=два союза (но, так как)вместе быть не могут) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром,(однородное соподчинение) придётся сделать это без родительского благословения. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (нет условий) и,(перед когда ставится запятая) когда садился на извозчика,(конец вставной конструкции) приказывал поднимать верх,(дабы=,) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. Трудно было угадать (нет условий) какой выдастся день,(однородное соподчинение) и альпинисты долго не могли ре­шить, (перед когда ставится,) когда начать восхождение. Резвый ветер с моря надул паруса, (ССП ставиться запятая) и, (два союза (и, когда) не могут быть вместе) когда солнце взошло (когда солнце взошло ;когда гродские стены остались) и городские сте­ны остались за кормою последнего струга,(ССП) громкая песня разлилась над простором Волги. С Матвеем случилось небольшое происшествие,(однородное соподчинение) о котором он помнил всю свою жизнь, (однородное соподчинение) и (=  хотя) хотя он не мог считать себя виноватым, (=но…) его совесть была неспокойна. На пятнадцатой версте лопнула задняя шина, (СПП) и, (= два союза (и, пока)не могут быть всесте) пока он чинил её на краю ка­навы, (однородное соподчинение) над полями звенели жаворонки,(=будто) будто беспокоились за него. На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина, (однородное соподчинение) чего непременно требовала бабушка,(однородное соподчинение) и (перед что ставится,) что он сам считал своей обязан­ностью (=и) так как это определялось семейными традициями. Александр продолжал посещать университетские лекции (общий второстепенный член) и,(два союза вместе стоят не могут) хотя он был весь­ма ограничен в средствах,(=все-таки) ему всё-таки удавалось покупать книги, (перед потому что ставиться,) потому что в по­следние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом. Ветер гнал волны огня прямо на Кремль,(=точно) точно хотел,(=чтобы)чтобы огонь истребил чужеземцев,(прич об) забравшихся в русскую святыню. Наполеон попробовал выйти на балкон,(перед но ставится,) но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились,(=несмотря на)несмотря на то,(=что) что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). А взглянешь на бледно-зеленое,(прич об) усыпанное звездами небо,(конец прич об) на котором ни облачка,(ни..,ни) ни пятна, (=ты поймешь)и поймешь, почему теплый воздух недвижим(почуму..,почуму) ,почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). Если он не хотел,(=чтобы) чтобы подстригали деревья,(два раза слово древья=запятая) деревья оставались нетронутыми,(последовательное действие) если он просил простить или наградить кого-либо,(=то) заинтересованное лицо знало,(перед что) что так и будет:(будет что? а именно…) он мог ездить на любой лошади,(однородные члены) брать в замок любую собаку,(днородные члены) рыться в библиотеке,(однородные члены) бегать босиком и есть,(перед что) что ему вздумается (Грин). Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее,(от главной к придпточной) и когда явился,(перед то) то уже все сидели за столом. Он пробыл недолго в Марселе;(=но) но когда он рассказывал о марсельской жизни,(сложное предложение) это не было впечатлениями туриста. Когда раздали палатки,(сложное предложение) наши офицеры поместились вместе,(противопоставление с союзом а) а так как офицерские палатки были просторны,(перед то) то капитан решил поселить с собою и меня.

Читайте также:  Пилинг от веснушек дома

Источник

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью 

  1. 1.      Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Проставить знаки препинания в таких предложениях поможет следующий алгоритм:
 Сложноподчинённые предложения (подчинительная связь или союзы) [ ], (в которую ). (Если ), [ ]. [ ,( ), ].
Подчинительные союзы: потому что, оттого что, чтобы, когда, пока, если, который, словно, как, будто, как будто, хотя…
Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.
Когда грохот резко обрывался, я замирал.

Подчинение придаточных (СПП с несколькими придаточными)

1) Однородное подчинение (придаточные части отвечают на 1 и тот же вопрос, одно главное слово) 

что?

[ х ], (что ), (что ). Или

Она зналачто девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно.

Что?

[ х ], (что _ __ и _ __ ). (после союза И союз Что может отсутствовать)

Я неожиданно почувствовалакак напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

2) Неоднородное подчинение (придаточные отвечают на разные вопросы от главной части)

как? что?

[ х х], (как ), (что ).

3) Последовательное подчинение (вопросы задаются по очереди, т.е. последовательно)

когда? что?

[ х], (когда х ), (что ).

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго.

Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается!

[В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка)
.

Его легко можно восстановить из контекста:

В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).

Это предложение соответствует схеме: [     ], (           ) И/ИЛИ (            ).

 1. Запятая на стыке двух союзов.

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:

– когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.
– при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.

,что если… , то 

,что когда… , то

,что хотя… , то

,и когда… , то

,и если… , то

,но если… , то

,но так как… , то

стык союзов → то/ так / но →  , 

стык союзов → то/ так / но →  запятой нет

Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом,то делал очень сложную операцию какой-то женщине.

Я утешал себя тем, что, если бы с Катей случилось несчастье, кто-нибудь непременно ответил мне.

Задания.   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Читайте также:  Жить здорово про веснушки

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 4

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.
[Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело).
Таким образом, получаем:

Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала

2 главных

несмотря на что?                                                        о чем? 

хотя вспомнить все было трудно                                    как было дело

2 неоднородных придаточных

По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.
НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому  между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.
Значит,
[Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело).

Правильный – вариант ответа №2.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

1) 1, 2, 3             

2) 2, 3             

3) 3                

4) 1, 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4             

2) 1, 2, 3, 4       

3) 2, 3             

4) 1, 2, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

1) 1, 2, 3, 4           

2) 1, 2, 4             

3) 1, 3             

Источник

Размещено 12.10.16 в рубрике 11 класс

Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.
1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

Ответы: 4, 3, 2.

A25

Ловушка!
Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.
[В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка).
Его легко можно восстановить из контекста:
В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).
Это предложение соответствует схеме: [ ], ( ) И/ИЛИ ( ).
1. Запятая на стыке двух союзов.
Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:
– когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.
– при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.
A25-2

Правило.
,что если… , то
,что когда… , то
,что хотя… , то
,и когда… , то
,и если… , то
,но если… , то
,но так как… , то
стык союзов → то/ так / но → ,
стык союзов → то/ так / но → запятой нет

Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом,то делал очень сложную операцию какой-то женщине.
Я утешал себя тем, что, если бы с Катей случилось несчастье, кто-нибудь непременно ответил мне.

Алгоритм действий.
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.
3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).
4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).
5. Проставить знаки препинания.

Разбор задания.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.
1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3, 4
4) 2, 4
Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.
[Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело).

Читайте также:  Как сделать настоящие веснушки

По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.
НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.
Значит,
[Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело).

Правильный – вариант ответа №2.

Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 4
Ответы: 1, 2, 2.

Источник

Чтобы пройти курс – зарегистрируйтесь, заполнив поля ниже.

1

Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Идти было трудно: солнце палило нещадно.

Вторая часть дополняет содержание первой.

Вторая часть противопоставляется первой.

Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Вторая часть поясняет первую.

2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика.

3

Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.
Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.

Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.

Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не восстанавливаются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.

5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.

6

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Легкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.

7

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

8

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

9

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

10

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.

Подведение итогов

Поздравляем, вы прошли тест до конца!

Теперь нажмите на кнопку
Сдать тест для того, чтобы
окончательно сохранить ваши ответы и получить оценку.
Внимание! После нажатия на кнопку вы не сможете внести изменения.

Сдать тест

Подведение итогов

%
ваша оценка

Результаты теста были сохранены.
На панели навигации красным отмечены слайды, на которых допущена хотя бы одна ошибка.



Ответы сохранены
Ошибка сохранения ответов
Сохранение ответов…

Загрузка упражнения …

Источник