Какова вероятность рождения детей с веснушками если у женщины нет веснушек
А.А. МЕДВЕДЕВА
Продолжение. См. No 44-46, 48/1999; No 2/2000
2. Полигибридное скрещивание
2.1. Дигибридное скрещивание
1. Известно, что ген шестипалости
(одной из разновидностей полидактилии), как и ген,
контролирующий наличие веснушек, – доминантные
гены, расположенные в разных парах аутосом.
Женщина с нормальным количеством
пальцев на руках и с веснушками на лице вступает
в брак с мужчиной, у которого также по пять
пальцев на каждой руке, но не от рождения, а после
перенесенной в детстве операции по удалению
шестого пальца на каждой руке. Веснушек на лице
мужчины не было от рождения, нет и в настоящее
время. В этой семье имеется единственный ребенок:
пятипалый, как и мать, и без веснушек, как отец.
Высчитать, каков был шанс у этих родителей
создать именно такого ребенка.
Решение. Обозначим
рассматриваемые гены буквами латинского
алфавита, составим таблицу «Ген–признак» (табл.
1) и схему скрещивания (схема 1).
Таблица 1
Схема 1
Таблица 2
При этом генотип мужчины (относительно
количества пальцев на его руках) должен быть
записан как Аа, ибо операция по удалению
лишнего пальца оказала влияние только на внешний
вид руки этого человека, но не на его генотип, в
состав которого наверняка входит ген
шестипалости А–.
Появление в семье пятипалого ребенка,
несомненно, свидетельствует о том, что генотип
этого мужчины гетерозиготен. Иначе у него не мог
бы появиться пятипалый потомок, который,
несомненно, один ген а получил от своей
матери, а второй – от отца (не проявивший себя в
фенотипе самого отца), что и позволило ребенку
стать счастливым обладателем генотипа аа,
при наличии которого у человека непременно
бывает по 5 пальцев на каждой руке.
Определить, как будут выглядеть гаметы
родителей, не представляет особого труда, что и
зафиксировано, с одной стороны, в схеме
скрещивания на строке G, с другой стороны – в
решетке Пеннета (табл. 2), при анализе данных
которой выясняется, что вероятность появления у
этих родителей ребенка с генотипом аа bb
(пятипалого, без веснушек) была равна 25%.
2. Известно, что катаракта и
рыжеволосость у человека контролируются
доминантными генами, локализованными в разных
парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не
страдающая катарактой, вышла замуж за
светловолосого мужчину, недавно перенесшего
операцию по удалению катаракты.
Определить, какие дети могут родиться у этих
супругов, если иметь в виду, что мать мужчины
имеет такой же фенотип, как и его жена (т.е. она
рыжеволосая и не имеет катаракты).
Решение. Составляем таблицу
«Ген–признак» (табл. 3) и схему скрещивания (схема
2).
Таблица 3
Схема 2
Для того чтобы решить эту задачу, можно
составить решетку Пеннета (табл. 4).
Таблица 4
Следовательно: 1/4 потомков похожи на
мать;
1/4 детей – на отца (по двум рассматриваемым
признакам);
1/4 – рыжеволосы, как мать, но с катарактой, как
отец;
1/4 – светловолосые, как отец, и без катаракты, как
мать.
3. У женщины, страдающей сахарным
диабетом, (у ее родителей углеводный обмен не был
нарушен), резус-положительной (ее мать также
резус-положительная, тогда как отец –
резус-отрицательный), и мужчины, не имеющего
сахарного диабета, (у его матери был ярко
выраженный сахарный диабет),
резус-положительного (его отец был
резус-отрицательным), родился ребенок:
резус-отрицательный, страдающий сахарным
диабетом уже с детства.
Какие шансы были у ребенка появиться именно
таким, если учесть всю имеющуюся в нашем
распоряжении информацию о близких и дальних
родственниках этого ребенка? Ген
резус-положительности – доминантный ген (как и
ген, контролирующий нормальный углеводный
обмен).
Решение. Исходя из данных,
содержащихся в условии этой задачи, составляем
таблицу «Ген–признак» (табл. 5) и схему
скрещивания (схема 3).
Таблица 5
Схема 3
Для того чтобы ответить на вопрос,
содержащийся в условии задачи, в данном случае
лучше воспользоваться первым способом, а именно:
составить два моногибридных скрещивания (схемы 4
и 5) и, руководствуясь теоретической подготовкой,
сказать, какова вероятность появления
моногоморецессивной комбинации в каждом из
моногибридных скрещиваний; затем перемножить
полученные вероятности и получить вероятность
появления дигоморецессива.
Нетрудно рассмотреть в первом моногибридном
скрещивании (схема 4) один из вариантов обычного
анализирующего скрещивания (аа х Аа), при
котором вероятность возникновения
моногоморецессива аа=1/2.
Схема 4
Схема 5
,
А во втором моногибридном скрещивании
(схема 5) перед нами II закон Г.Менделя, из которого
следует, что при скрещивании Rhrh х Rhrh (двух
гетерозигот) вероятность возникновения
моногоморецессива rhrh = 1/4.
Перемножив полученные вероятности, получим
окончательный ответ:
4. Один из супругов имеет ll группу
крови, является резус-отрицательным. Его мать,
как и он, со ll группой крови и резус-отрицательна.
У его отца – также ll группа крови, но он
резус-положительный. Второй супруг – с lV группой
крови, резус-положительный. О его родителях
имеется следующая информация: один из них – с lV
группой крови и резус-положительный, другой – с
lll группой крови и является резус-отрицательным.
Определить вероятность появления в этой семье
всех возможных вариантов генотипов детей,
учитывая при этом, что речь идет о группах крови
(система АВО) и что ген Rh – доминантный, а ген rh –
рецессивный.
Ответ. Резус-положительных
детей: со ll гр. крови – 3/8; с lll гр. крови – 3/16; с lV
гр. крови – 3/16; итого – 3/4. Резус-отрицательных
детей: со ll гр. крови – 1/8; с lll гр. крови – 1/16; с lV
гр. крови – 1/16; итого – 1/4.
5. В семье родителей, у которых
развита способность усваивать аминокислоту
фенилаланин, но имеется дефект зрения –
близорукость, рождаются двое детей: один ребенок
– близорукий, как и его родители, но с
отсутствием заболевания фенилкетонурии; второй
– с нормальным зрением, но страдающий
фенилкетонурией.
Определить, какие шансы у детей, рожденных в этой
семье, быть именно такими, если известно, что
развитие близорукости контролируется
доминантным геном, а наличие такой болезни, как
фенилкетонурия, – рецессивным геном, причем обе
пары генов расположены в разных парах аутосом.
Ответ. Детей с нормальным
зрением (не близоруких), но с фенилкетонурией –
1/16; близоруких, но без фенилкетонурии – 9/16.
6. От брака рыжеволосой женщины с
веселыми веснушками на лице и черноволосого
мужчины, не имеющего веснушек, появился ребенок,
генотип которого можно записать как
дигоморецессив. Определить генотипы родителей
ребенка, фенотип самого потомка и вероятность
появления такого ребенка в этой семье.
Ответ. Детей рыжеволосых, без веснушек
– 25 %.
Продолжение следует
Источник
Автор: Рената Розовская
Предрасположенность к появлению у конкретного человека веснушек или, как их называют ученые, эфелид, запрограммирована генетически. И кому дано – тому дано, а кому не дано, тем остается только рисовать себе искусственные веснушки и сочинять песенки про «рыжих-рыжих, конопатых».
Считать веснушки благословением или проклятием? На этот счет есть два диаметрально противоположных мнения. Одни думают, что веснушки – это мило, трогательно и сексуально, другие уверены, что это совсем некрасиво. Тех, кто с удовольствием смотрит на свое веснушчатое отражение в зеркале, можно оставить спокойно греться на теплом весеннем солнышке. А тем, кому наличие веснушек на лице и теле кажется серьезной проблемой, мы предлагаем разобраться: что такое веснушки, откуда они берутся, и что с ними делать.
Эфелиды — это небольшие пятнышки размером с булавочную головку. Цвета они могут быть самого разного — розового, оранжевого, коричневого, в диапазоне от светло-бежевого до почти черного, но, как правило, они лишь немного темнее, чем кожа вокруг них.
Веснушки появляются в результате нарушения пигментного обмена, когда предрасположенный к этому человек получает слишком большую дозу ультрафиолета. Какую именно? Тут все индивидуально: для белокожих и рыженьких полчаса, проведенные за столиком в уличном кафе на нежном апрельском солнышке, могут оказаться перебором, тогда как для смуглых брюнетов и два часа на палящем июльском солнце – сущая ерунда.
Что происходит в организме человека, оказавшегося на солнце? Почему появляются эти маленькие отметинки, которые многим причиняют столько беспокойства?
Веснушки — это скопления зерен меланина, темного красящего вещества, которое образуется из бесцветной аминокислоты тирозина на границе глубокого и поверхностного слоя кожи. Ультрафиолетовые лучи активируют деятельность фермента тирозиназы. Этот фермент, в свою очередь, запускает деятельность пигментных клеток — меланофор. Меланофоры выполняют защитную функцию — в ответ на солнечную экспансию они производят меланин, который неравномерно откладывается в находящихся рядом клетках кожи.
И все-таки почему же у одних людей ультрафиолет не вызывает никакой особой реакции, а у других каждую весну рыжеет лицо, а иногда и плечи, руки и даже спина? Как раз тут и срабатывает генетический фактор. Дело в том, что появление эфелид связано с наличием доминантного рецептора меланокортина-1 (МС1R). Исследования, проведенные в Университете Лейдена (Нидерланды) показали, что у всех веснушчатых испытуемых присутствует хотя бы один вариант МС1R. Причем зависимость прямая – чем больше у человека вариантов МС1R, тем больше у него веснушек.
Кроме того, исследования показали, что у однояйцевых близнецов количество веснушек примерно одинаковое, тогда как у разнояйцевых оно разное, что также подтверждает ведущую роль генетического фактора в формировании эфелид.
Веснушки практически никогда не появляются у младенцев, как правило, они «стартуют» в детстве или подростковом возрасте, а после 40 лет бледнеют и исчезают. Но если ждать до сорока не хочется, то многое можно предпринять уже сейчас.
Есть самые разные способы борьбы с веснушками, как традиционные, так и высокотехнологичные. Можно делать маски из овощей и фруктов, а можно воспользоваться услугами профессионального косметолога или дерматолога, которые предложат один или несколько методов борьбы с эфелидами:
- Отбеливание обесцвечивающими кремами
- Терапия с применением ретиноидов (третиноин, адапален) и азелаиновой кислоты (скинорен)
- Криотерапия. Но тут надо иметь в виду, что веснушки не все и не всегда реагируют на замораживание или прижигание
- Лазеротерапия. Вполне безопасно и эффективно помогает осветлить веснушки и снизить вероятность их появления в дальнейшем
- Фотоомоложение. Пользуется большой популярностью в последнее время
- Химические пилинги. Они также помогут осветлить веснушки и улучшат пигментный обмен
Но, как и во многих других случаях, не стоит доводить дело до долгого и не всегда успешного лечения — лучше прибегнуть к профилактическим мерам. Чтобы чувствительная кожа не реагировала на солнце так остро, можно с наступлением весны начать пользоваться специальными солнцезащитными кремами, такими как, например, линия Capital Soleil Vichy, которая содержит различные кремы, эмульсии и стики для взрослых и детей.
Кроме того, рекомендуется следить за тем, чтобы в рационе присутствовало побольше витаминов, особенно С и РР (ниацина), которые понижают чувствительность кожи к ультрафиолету.
Ну и, конечно, все знают, что не стоит долго находиться на полуденном солнце, так как его лучи наиболее жгучи и вредоносны.
Если же, несмотря на все меры предосторожности, веснушки все-таки появились, то не стоит расстраиваться – в конце концов, это не просто какие-то непонятные пятнышки, а следствие уникальной генетической программы, заложенной поколениями предков.
Источник
Задача 1. У человека сложные формы близорукости доминируют над нормальным зрением, карий цвет глаз – над голубым. Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?
Решение:
Ген Признак
A развитие близорукости
a нормальное зрение
B карие глаза
b голубые глаза
P ? aabb x ? AaBb
G ab, AB, Ab aB, ab
F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb
Ответ: голубые глаза и нормальное зрение имеет ребенок с генотипом aabb. Вероятность рождения ребенка с такими признаками составляет 25 %.
Задача 2. У человека рыжий цвет волос доминирует над русым, а веснушки – над их отсутствием. Гетерозиготный рыжеволосый без веснушек мужчина женился на русоволосой женщине с веснушками. Определить в % вероятность рождения ребенка рыжеволосого с веснушками.
Решение:
Ген Признак
A рыжие волосы
a русые волосы
B наличие веснушек
b отсутствие веснушек
P ? Aabb x ? aaBB
G Ab, ab, aB
F1AaBb; aaBb
Рыжеволосый ребенок с веснушками имеет генотип AaBb. Вероятность рождения такого ребенка составляет 50 %.
Ответ: вероятность рождения рыжеволосого с веснушками ребенка составляет 50 %.
Задача 3. Гетерозиготная женщина, имеющая нормальную кисть и веснушки, вступила в брак с шестипалым гетерозиготным мужчиной, у которого нет веснушек. Какова вероятность рождения у них ребенка с нормальной кистью и без веснушек?
Решение:
Ген Признак
A шестипалость (полидактилия),
a нормальная кисть
B наличие веснушек
b отсутствие веснушек
P ? aaBb x ? Aаbb
G aB, ab, Ab, ab
F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb
Ответ: вероятность рождения ребенка с генотипом aabb (c нормальной кистью, без веснушек) составляет 25 %.
Задача 4. Гены, определяющие предрасположенность к катаракте и рыжие волосы, находятся в разных парах хромосом. Рыжеволосая с нормальным зрением женщина вышла замуж за светловолосого мужчину с катарактой. С какими фенотипами у них могут родиться дети, если мать мужчины имеет такой же фенотип, как и жена?
Решение:
Ген Признак
A светлые волосы,
a рыжие волосы
Bразвитие катаракты
b нормальное зрение
P ? aabb x ? AaBb
G ab, AB, Ab, aB, ab
F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb
Ответ: фенотипы детей – светловолосый с катарактой (AaBb); светловолосый без катаракты (Aabb); рыжеволосый с катарактой (aaBb); рыжеволосый без катаракты (aabb).
Задача 5. Какова вероятность в процентах рождения ребенка с сахарным диабетом, если оба родителя являются носителями рецессивного гена сахарного диабета. При этом у матери резус-фактор крови положительный, а у отца – отрицательный. Оба родителя являются гомозиготами по гену, определяющему развитие резус-фактора. Кровь, с каким резус-фактором будет у детей этой семейной пары?
Решение:
Ген Признак
A нормальный углеводный обмен
a развитие сахарного диабета
Rh+ резус-положительная кровь
rh- резус-отрицательная кровь.
P? AaRh+Rh+ x ? Aarh– rh–
G ARh+, aRh+, Arh–, arh–
F1 AARh+rh–; AaRh+rh–; AaRh+rh–; aaRh+rh-
Ответ: вероятность рождения ребенка с сахарным диабетом – 25 %, у всех детей в этой семье будет положительный резус-фактор.
Задача 6. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, раннеспелость над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какой процент позднеспелых растений нормального роста можно ожидать от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам растений?
Решение:
Признак | Ген | Генотип |
Нормальный рост Гигантизм Раннеспелость Позднеспелость | A a B b | AA, Aa aa BB, Bb bb |
P ? AaBb x ? AaBb
G AB, Ab, AB , Ab,
aB , ab aB , ab
?? | AB | Ab | aB | ab |
AB | AABB | AABb | AaBB | AaBb |
Ab | AABb | AAbb | AaBb | Aabb |
aB | AaBB | AaBb | aaBB | aaBb |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
Гаметы
F2 A – B – – 9 частей; A -b – – 3 части; a – B – – 3 части; aabb – 1часть
Позднеспелые растения нормального роста имеют генотипы AAbb, Aabb, Aabb (выделены в решетке Пеннета) и составляют 3/16 (18,7 %).
Ответ: 18,7 % позднеспелых растений нормального роста можно ожидать от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам растений.
Источник
А 30. 37% Какова вероятность рождения ребёнка без веснушек, если у женщины веснушки отсутствуют, а оба родителя её мужа имеют веснушки и гомозиготны по этому признаку? (А – наличие веснушек) 1) 0% 2) 25% 3) 75% 4) 100%.
Слайд 25 из презентации «Вопросы ЕГЭ по биологии».
Размер архива с презентацией 225 КБ.
Скачать презентацию
Биология 11 класс
краткое содержание других презентаций
«Производство молочной продукции» – Вклад Дмитрия Ивановича Менделеева в развитие молочной промышленности. Ксантопротеиновая реакция. Исследование качества молока. Определение жира. Свойства составных частей молока. Порядок. Предложение. Пример агрофирмы. Вклад великого ученого. Животноводческая отрасль. Определение углеводов в молоке. Подлинный учёный. Развитие сыроварения. Определение наличия казеина в молоке. Работы критиков и аналитиков.
«Отряды класса птиц» – Деревенская ласточка. Серая цапля. Отряд Журавлеобразные. Отряд Стрижиобразные. Серая ворона. Серый гусь. Серебристая чайка. Большая белая цапля. Отряд Дятлообразные. Отряд Голубеобразные. Отряд Совообразные. Отряд Воробьинообразных. Отряд гусеобразные. Отряд Аистообразные. Грач. Полевой воробей. Серая куропатка. Практическое значение птиц велико и очень разнообразно. Отряд Кукушкообразные. Введение.
«Вопросы ЕГЭ по биологии 2013» – Белки. Эритроциты. Окисление органических веществ. Поведение человека. Генотип организма. Группа крови. Триплет нуклеотидов. Консультация по биологии. Функция ткани. Формулировки генетических законов. Генотипы родителей. Сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости. Нуклеотид. Способность к хемо-автотрофному питанию. Молекулы белков. Комбинативная изменчивость. Курение. Сколько клеток образуется в результате мейоза.
«Типы птиц» – Птицы антропогенного ландшафта. Зимородок обыкновенный. Виды экологических групп птиц. Птицы околоводных пространств. Общая характеристика птиц. Организм. Трясогузка горная. Поползень. Ласточка деревенская. Свиристель. Трясогузка. Птицы открытых воздушных пространств. Птицы. Воробей городской. Кукушка. Овсянка. Чайка озерная. Скворец. Экологические группы птиц. Птицы открытых водных пространств. Эскил.
«Пример ЕГЭ по биологии» – Передача нервных импульсов с чувствительных нейронов. Вопрос. Признак. Умение пользоваться огнем. Последовательность букв или цифр. Появление мыши-альбиноса среди серых мышей. Выберите три верных ответа из шести. Расщепление полисахаридов до моносахаридов. Установите правильную последовательность биологических процессов. Установите соответствие между признаком растений и отделом. Система оценки результатов ЕГЭ.
«Влияние человека на мир» – Мощная современная техника. Что произойдет, если эти виды исчезнут. Не было гвоздя – подкова пропала. Виды, которые пока еще не исчезли. Международная конвенция о биологическом разнообразии. Развивая цивилизацию, человек сводит леса, распахивает степи. Человек разумный. Как-то ученые попробовали оценить потери в биологическом разнообразии. Влияние человека на растительный и животный мир. За два последние десятилетия 20 в. площадь лесов планеты сократилась.
Всего в теме
«Биология 11 класс»
57 презентаций
Источник