Как показана трагедия гражданской войны в рассказе родинка

    Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Общество резко разделилось на два враждующих лагеря – «белых» и «красных», представители одной нации стали непримиримыми врагами. 
    В это трудное время было написано много произведений, освещавших переломные для страны события. Они писались «по ту и другую сторону» идеологии. Многие годы нам были известны лишь произведения, восхваляющие пролетарскую революцию. А романы, повести, рассказы, очерки и эссе, написанные с других позиций, открываются нам только в последние годы. К таким малоизвестным произведениям относится и повесть Б.Лавренева «Сорок первый». 
    Писатель довольно отстраненно и объективно описывает своих героев. В красном движении он видит страшную разрушающую силу. Борьба, доходящая до фанатизма, делает человека машиной-убийцей. Это хорошо раскрывается в образе девушки Марютки, снайпера в отряде красных. 
    Поразительно, что эта героиня вела счет своим жертвам хладнокровно и равнодушно, точно машина. Эта девушка обладает противоречивой натурой. С одной стороны, у Марютки тонкая и романтичная душа. Она пишет стихи, которые из нее так и льются. Они безграмотны, необработанны, но отличаются особой искренностью и любовью к простому люду. 
    Необразованность Марютки сделала ее фанатиком революции. Она беспрекословно подчиняется приказам командира, не задумываясь об их правоте. Главное – что они служат делу пролетариата. 
    Эта противоречивость проявляется у девушки и в отношениях с ее сорок первой жертвой – белым офицером Говорухой-Отроком. Сначала Марютка видит в нем лишь врага. Но постепенно она начинает видеть в поручике красивого человека. 
    В полной мере их взаимоотношения раскрываются на острове. Судно, на котором Марютка доставляла офицера в штаб, потерпело крушение. Двое сопровождающих утонуло, и девушка с поручиком оказались на пустынном острове вдвоем. В разговорах друг с другом раскрывается разница во взглядах и культуре героев. Она обозначилась еще в пустыне при переходе отряда: «У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом». 
    Здесь, на острове, герои, как это ни странно, почувствовали себя по-настоящему счастливыми. Вдали от мирской суеты, от белых и красных герои стали понимать истинный смысл жизни. За ярлыками «враг народа» и «пламенный борец за дело революции» они разглядели человеческую сущность. Именно поэтому Марютка выхаживает поручика, спасая ему жизнь. 
    Но в финальном эпизоде повести героиня убивает офицера, к которому начала испытывать очень нежные чувства. В ее голове раздается приказ, и она слепо подчиняется ему. В следующий момент она осознает, что наделала, и с рыданиями падает лицом в окровавленную воду. 
    Последнее же, что слышал белый офицер, – звук гибнущей планеты. «Внезапно он услыхал за спиной оглушительный, торжественный грохот гибнущей в огне и буре планеты. Не успел понять почему, прыгнул в сторону, спасаясь от катастрофы, и этот грохот гибели мира был последним земным звуком для него». 
    В этой цитате также явственно можно увидеть позицию автора. Скорее не сама революция, а те люди, которые устремились к власти, несут гибель России и самим себе. Человек в огне революции и гражданской войны оказывается раздавленным, во многом уничтоженным. Следуя часто за иллюзорными идеями, он теряет главное – свою душу. 
    Рассказ Шолохова «Родинка» также показывает всю жестокость и нелепость гражданской войны. 
    Писатель пытается объективно осветить это событие. В произведении есть два главных героя – очень разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. 
    Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. 
    Другой главный персонаж в рассказе – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. 
    И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». 
    Самый «горячий» эпизод произведения – бой один на один. По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. 
    Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка – на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…» – главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти другая война – германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии. 
    Таким образом, и Лавренев, и Шолохов стремятся объективно осветить трагедию гражданской войны, показать, что в кровавой бойне нет и не может быть правых и виноватых. Есть лишь страдающие люди, теряющие на этой войне самое дорогое.

Читайте также:  Родинка под левой бровью

Источник

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Родинка / Тема гражданской войны в литературе 20 века (на примере рассказа М. Шолохова «Родинка» и повести Б. Лавренева «Сорок первый»)

    Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Общество резко разделилось на два враждующих лагеря – «белых» и «красных», представители одной нации стали непримиримыми врагами.

    В это трудное время было написано много произведений, освещавших переломные для страны события. Они писались «по ту и другую сторону» идеологии. Многие годы нам были известны лишь произведения, восхваляющие пролетарскую революцию. А романы, повести, рассказы, очерки и эссе, написанные с других позиций, открываются нам только в последние годы. К таким малоизвестным произведениям относится и повесть Б.Лавренева «Сорок первый».

    Писатель довольно отстраненно и объективно описывает своих героев. В красном движении он видит страшную разрушающую силу. Борьба, доходящая до фанатизма, делает человека машиной-убийцей. Это хорошо раскрывается в образе девушки Марютки, снайпера в отряде красных.

    Поразительно, что эта героиня вела счет своим жертвам хладнокровно и равнодушно, точно машина. Эта девушка обладает противоречивой натурой. С одной стороны, у Марютки тонкая и романтичная душа. Она пишет стихи, которые из нее так и льются. Они безграмотны, необработанны, но отличаются особой искренностью и любовью к простому люду.

    Необразованность Марютки сделала ее фанатиком революции. Она беспрекословно подчиняется приказам командира, не задумываясь об их правоте. Главное – что они служат делу пролетариата.

    Эта противоречивость проявляется у девушки и в отношениях с ее сорок первой жертвой – белым офицером Говорухой-Отроком. Сначала Марютка видит в нем лишь врага. Но постепенно она начинает видеть в поручике красивого человека.

    В полной мере их взаимоотношения раскрываются на острове. Судно, на котором Марютка доставляла офицера в штаб, потерпело крушение. Двое сопровождающих утонуло, и девушка с поручиком оказались на пустынном острове вдвоем. В разговорах друг с другом раскрывается разница во взглядах и культуре героев. Она обозначилась еще в пустыне при переходе отряда: «У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом».

    Здесь, на острове, герои, как это ни странно, почувствовали себя по-настоящему счастливыми. Вдали от мирской суеты, от белых и красных герои стали понимать истинный смысл жизни. За ярлыками «враг народа» и «пламенный борец за дело революции» они разглядели человеческую сущность. Именно поэтому Марютка выхаживает поручика, спасая ему жизнь.

    Но в финальном эпизоде повести героиня убивает офицера, к которому начала испытывать очень нежные чувства. В ее голове раздается приказ, и она слепо подчиняется ему. В следующий момент она осознает, что наделала, и с рыданиями падает лицом в окровавленную воду.

    Последнее же, что слышал белый офицер, – звук гибнущей планеты. «Внезапно он услыхал за спиной оглушительный, торжественный грохот гибнущей в огне и буре планеты. Не успел понять почему, прыгнул в сторону, спасаясь от катастрофы, и этот грохот гибели мира был последним земным звуком для него».

    В этой цитате также явственно можно увидеть позицию автора. Скорее не сама революция, а те люди, которые устремились к власти, несут гибель России и самим себе. Человек в огне революции и гражданской войны оказывается раздавленным, во многом уничтоженным. Следуя часто за иллюзорными идеями, он теряет главное – свою душу.

    Рассказ Шолохова «Родинка» также показывает всю жестокость и нелепость гражданской войны.

    Писатель пытается объективно осветить это событие. В произведении есть два главных героя – очень разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем.

    Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть.

    Другой главный персонаж в рассказе – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела.

    И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась».

    Самый «горячий» эпизод произведения – бой один на один. По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки.

    Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка – на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…» – главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти другая война – германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.

    Таким образом, и Лавренев, и Шолохов стремятся объективно осветить трагедию гражданской войны, показать, что в кровавой бойне нет и не может быть правых и виноватых. Есть лишь страдающие люди, теряющие на этой войне самое дорогое.

Читайте также:  Удаление злокачественной родинки отзывы

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Родинка / Тема гражданской войны в литературе 20 века (на примере рассказа М. Шолохова «Родинка» и повести Б. Лавренева «Сорок первый»)

Смотрите также по
произведению “Родинка”:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание

Источник

    Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Общество резко разделилось на два враждующих лагеря – «белых» и «красных», представители одной нации стали непримиримыми врагами. 
    В это трудное время было написано много произведений, освещавших переломные для страны события. Они писались «по ту и другую сторону» идеологии. Многие годы нам были известны лишь произведения, восхваляющие пролетарскую революцию. А романы, повести, рассказы, очерки и эссе, написанные с других позиций, открываются нам только в последние годы. К таким малоизвестным произведениям относится и повесть Б.Лавренева «Сорок первый». 
    Писатель довольно отстраненно и объективно описывает своих героев. В красном движении он видит страшную разрушающую силу. Борьба, доходящая до фанатизма, делает человека машиной-убийцей. Это хорошо раскрывается в образе девушки Марютки, снайпера в отряде красных. 
    Поразительно, что эта героиня вела счет своим жертвам хладнокровно и равнодушно, точно машина. Эта девушка обладает противоречивой натурой. С одной стороны, у Марютки тонкая и романтичная душа. Она пишет стихи, которые из нее так и льются. Они безграмотны, необработанны, но отличаются особой искренностью и любовью к простому люду. 
    Необразованность Марютки сделала ее фанатиком революции. Она беспрекословно подчиняется приказам командира, не задумываясь об их правоте. Главное – что они служат делу пролетариата. 
    Эта противоречивость проявляется у девушки и в отношениях с ее сорок первой жертвой – белым офицером Говорухой-Отроком. Сначала Марютка видит в нем лишь врага. Но постепенно она начинает видеть в поручике красивого человека. 
    В полной мере их взаимоотношения раскрываются на острове. Судно, на котором Марютка доставляла офицера в штаб, потерпело крушение. Двое сопровождающих утонуло, и девушка с поручиком оказались на пустынном острове вдвоем. В разговорах друг с другом раскрывается разница во взглядах и культуре героев. Она обозначилась еще в пустыне при переходе отряда: «У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом». 
    Здесь, на острове, герои, как это ни странно, почувствовали себя по-настоящему счастливыми. Вдали от мирской суеты, от белых и красных герои стали понимать истинный смысл жизни. За ярлыками «враг народа» и «пламенный борец за дело революции» они разглядели человеческую сущность. Именно поэтому Марютка выхаживает поручика, спасая ему жизнь. 
    Но в финальном эпизоде повести героиня убивает офицера, к которому начала испытывать очень нежные чувства. В ее голове раздается приказ, и она слепо подчиняется ему. В следующий момент она осознает, что наделала, и с рыданиями падает лицом в окровавленную воду. 
    Последнее же, что слышал белый офицер, – звук гибнущей планеты. «Внезапно он услыхал за спиной оглушительный, торжественный грохот гибнущей в огне и буре планеты. Не успел понять почему, прыгнул в сторону, спасаясь от катастрофы, и этот грохот гибели мира был последним земным звуком для него». 
    В этой цитате также явственно можно увидеть позицию автора. Скорее не сама революция, а те люди, которые устремились к власти, несут гибель России и самим себе. Человек в огне революции и гражданской войны оказывается раздавленным, во многом уничтоженным. Следуя часто за иллюзорными идеями, он теряет главное – свою душу. 
    Рассказ Шолохова «Родинка» также показывает всю жестокость и нелепость гражданской войны. 
    Писатель пытается объективно осветить это событие. В произведении есть два главных героя – очень разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. 
    Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. 
    Другой главный персонаж в рассказе – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. 
    И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». 
    Самый «горячий» эпизод произведения – бой один на один. По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. 
    Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка – на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…» – главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти другая война – германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии. 
    Таким образом, и Лавренев, и Шолохов стремятся объективно осветить трагедию гражданской войны, показать, что в кровавой бойне нет и не может быть правых и виноватых. Есть лишь страдающие люди, теряющие на этой войне самое дорогое.

Читайте также:  Российская актриса с родинкой на левой щеке

Источник

Здравствуйте, дорогие читатели. Меня зовут Анна, с вами журнал “Классическая литература”. Сегодня я прочла рассказ Михаила Александровича Шолохова “Родинка”. Это произведение посоветовали читатели Журнала “Советское кино”.

Михаил Александрович Шолохов.

Рассказ оказался очень грустным. Он повествует о трагическом случае, произошедшем во время революционной борьбы “красных” и “белых”. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад.

Сын – молодой парень Николай Кошевой, в свои 18 – ужекомандир эскадрона, казак. Его уважают, за ним идут в бой.

“Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая.

— Мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая, — говорят шутя в эскадроне, — а … не хуже любого старого командира!”

Отец Николки считался без вести пропавшим со времен германской войны, побывал в плену , пережил все тяготы скитаний. Теперь он – атаман банды белогвардейцев. Не принимает он Советскую власть, не за нее он сражался, не за нее принял все муки последних семи лет жизни.

“Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной. Боль, чуднáя и непонятная, точит изнутри … и не залить лихоманку никаким самогоном.”

Судьба распорядилась так, что главные герои рассказа давно не видели друг-друга. Николка всю сознательную жизнь считал себя сиротой, ведь его мать тоже умерла. Осталась лишь одна вещь, которая объединяла отца и сына: у обоих имелась отличительная примета – большая родинка на ноге, чуть выше щиколотки.

Как вы, наверное, догадываетесь, отец и сын наконец-то встречаются… на поле боя. Оба горят желанием победить, оба уверены, что “стоят за правое дело”. И естественно, все заканчивается трагедией… В такой ситуации просто не может быть победителей и проигравших.

Узнав в убитом сына, отец решает застрелиться.

У Михаила Шолохова есть свой “почерк”, который для меня выразился в хлестких оборотах речи, обилии необычных словечек, очень “земных” метафорах и глубиной погружения в происходящее. Не зря писателя даже обвиняли в излишнем натурализме.

Действительно, иногда описания кажутся слишком подробными. Но, если искренне попытаться прочувствовать написанное, то буквально оказываешься “там”, дышишь тем воздухом. А еще мне очень понравился символизм Михаила Александровича: старый волк – образ атамана, стервятник – улетающая душа Николки.

Но, все же, лично мне хотелось бы почитать рассказы на иную тему. Я понимаю, что для людей того времени тема революционной борьбы была наиболее актуальной.

Люди отдавали за “идею светлого будущего” свои жизни. Я осознаю ценность таких произведений для нас – современных людей “не нюхавших пороху”. Мы должны знать правду о том страшном времени. Но, порой, так хочется насладиться слогом писателя, красотой речи и, при этом, не испытывать чувство вселенской тоски после прочтения.

Но по какой-то причине подписчики продолжают советовать рассказы именно на военную тематику. Получается, у некоторых это любимые рассказы. Даже не знаю, буду ли в ближайшее время читать “Тихий Дон”. Люди, неужели вам нравится травить себе душу?

Любите читать? Заглядывайте на мой литературный канал

Все обзоры книг в одном месте… Смотрите тут

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Источник