Идея и тема рассказа родинка
- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Анализ рассказа Родинка
В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.
Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.
Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.
Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.
Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.
Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости. Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.
Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.
Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.
Вариант 2
Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.
Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.
Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.
Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.
В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.
Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.
Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.
После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.
Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Родинка
Популярные сегодня темы
- Портреты мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева
Тургенев в данном произведении показывает очень интересную историю, где пятеро мальчиков, которые представлены индивидуальными образами, в которых наблюдается полное различие в социальных классах и жизненных принципах
- Сочинение Миша в сказке Городок в табакерке
Увлекательная история, которая произошла однажды с мальчиком по имени Миша в произведении Владимира Федоровича Одоевского «Город в табакерке», стала для самого героя важным уроком в жизни.
- Романтизм в ранних рассказах Горького сочинение
Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым
- План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке) Пушкина
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода.
- Главные герои сказки Конек-горбунок (характеристика героев)
Главными героями сказки «конёк горбунок» является младший сын крестьянина Иван и его верный помощник «конёк горбунок».
Источник
Автор Admin На чтение 3 мин. Опубликовано 09.10.2020
«Родинка» М.А. Шолохова, вошедшая в сборник «Донские рассказы», – одно из самых проникновенных произведений цикла. Автор рассматривает все перипетии, через которые пришлось пройти русскому народу в ходе гражданской войны, с общечеловеческих позиций. Главная тема: борьбе за идею и социальной вражде противостоят родственные отношения.
Круг проблем, охваченных авторским интересом в рассказе «Родинка», раскрывается через конкретное жизнеописание главных героев – отца и сына Кошевых. Они антагонисты – главарь банды белогвардейцев и командир эскадрона Красной армии. Единственное, что их объединяет, стремление вернуться в прежнюю мирную жизнь. «Любо, братцы, жить» – с тоской поёт бьющийся за возвращение старого порядка бандит Кошевой. «Ты пошёл воевать за народную власть со своим же народом» – слышит от простых людей сражающийся за новую жизнь конармеец Николка.
Землероб и справный атаман Кошевой ушёл из родного куреня на германскую войну. Попал в плен, там и сгинул. Жена умерла, а что стало с сынком-малолеткой, ему неведомо. Войска Врангеля, лагерь в колючей проволоке, турецкая разбойничья фелука, и в итоге – банда, орудующая на просторах Обдонья. Семилетние скитания озлобили, ожесточили душу старого казака. Руки истосковались по косе и плугу, а он должен рубать шашкой. Опостылело воевать. И не залить тоску по земле и боль одиночества никаким самогоном: нет у него ни семьи, ни хозяйства.
Николка «с мальства сирота». Нищенствовал, голодал, батрачил. Паренёк, почти не знавший отца, унаследовал от него любовь к лошадям и неизмеримую казацкую отвагу. В 15 лет взял в руки оружие, примкнул к красному полку. Три года водил в бои эскадрон, был смел и горяч, уничтожил две банды. Но устал гонять по степи. Хотелось спокойно и мирно жить, уехать в город учиться.
В название произведения «Родинка» вынесён символ родовой связи близких людей, которых судьба не просто разлучила, но и поставила в кровопролитной гражданской войне по разные стороны баррикад. Одинаковое у обоих родимое пятно на левой ноге, «чуть выше щиколотки, величиной с голубиное яйцо» – единственное свидетельство кровных уз отца и сына Кошевых.
В воспоминаниях Николки запечатлелся не облик бати, а то, как вместе на реке купали лошадей и мальчишка увидел на его ноге и навсегда запомнил крупную родинку – такую же, как у него. По этой родинке через много лет и отец узнает сына. Но обстоятельства, при которых это произойдет, автор рисует трагическими и необратимыми.
Кульминация рассказа – бой за станицу Грушевская. В ходе перестрелки атаману удается выбить красного командира из седла и наотмашь рубануть шашкой. Склонившись на убитым, чтобы забрать трофейный бинокль и стянуть добротные хромовые сапоги, Кошевой издаёт нечеловеческий крик: «Кровинушка моя, Николушка…». На ноге «мертвяка» – знакомая родинка. Осознав, что он отобрал жизнь у своего единственного сына, атаман пускает себе пулю в голову.
Идейно-нравственная проблематика рассказа «Родинка» в том, что глобальное противостояние «красных» и «белых» оборачивается частной семейной трагедией. И оттого более понятным и страшным становится драматизм гражданской войны: самоуничтожение нации в результате лютой злобы и нелепых распрей. Что же это за правда, что за неё отец убивает сына, а родные по крови люди становятся врагами?
Братоубийственная война, подобная той, в которую оказалась втянута Россия после Октябрьской революции, не может быть справедливой, в ней нет победителей и проигравших. Есть только горе и смерть, исковерканные людские судьбы, разрушенные естественные человеческие отношения.
Источник
Меню статьи:
- История написания «Родинки»
- Тематика «Донских рассказов»
- Идеи произведения
- Война в творчестве Шолохова
- Образ гражданской войны
- Образы текста
- Война
- Природа
- Человеческое горе
- Животные
- Роль персонажей «Донских рассказов»
- Отношения отца и сына
- Фигура сына
- Фигура отца
- Фигура мельника
- Сюжет «Родинки»
- Композиция рассказа
- Моральная дилемма «Родинки»
Война нашла воплощение во множестве литературных произведений. Творчество Михаила Шолохова поставило эту тему в центр преобладающей части текстов. Поэтому Шолохов, «Родинка» и отображение военных событий – тема этой статьи. Критики осуждали писателя за чрезмерно кровавые картины распрей между белым и красным движениями. Стоит, однако, подчеркнуть, что Михаил Александрович не дает оценок ситуациям, которые описывает. Единственный судья представленным событиям – читатель.
История написания «Родинки»
Писатель сел за работу над этим рассказом в 1920-е годы. В результате, в 1924-м выходит «Родинка», вошедшая в «Донские рассказы». Для шолоховского творчества естественно такое деление на циклы произведений. В центре «Донских рассказов» в целом и «Родинки» в частности – война и личные отношения на фоне трагичных событий. Для начала, рассмотрим особенности самих «Донских рассказов».
Первая публикация сборника Шолохова состоялась в 1924-м году. Произведение вышло на страницах газеты «Молодой ленинец». Почему критики и литературоведы проявляют столь повышенное внимание именно к этому циклу? Дело в том, что «Донские рассказы» знаменуют старт творческой биографии русского автора. В этом же цикле читатели знакомятся с характерной «шолоховской» речью. Автор «монополизирует» тему гражданской войны, красот донской природы, трагедию жестокости и нелепости распрей.
Тематика «Донских рассказов»
Шолохов обращается к событиям гражданской войны, которая происходила на Дону. Это не первый сборник, посвященный этой теме. На этот раз писатель сосредоточил внимание на трагических взаимоотношениях между отцом и сыном. Члены одной семьи оказались на разных сторонах баррикад. Шолохов поставил цель увековечить страшные события войны в мировой литературы. Поэтому шолоховское творчество так сильно отличается от его советских коллег-писателей.
В анализируемом цикле автор обращается к ужасающим ситуациям гражданских распрей 1920-х годов. Шолохов описывает коллективизацию, раскулачивание, резню красных и белых. Позиция автора такова, что он никого не осуждает, не разделяет людей на два лагеря – хорошие и плохие. В центре повествования – общечеловеческие позиции, человеческая душа. Шолохова не волнуют политические вопросы, идеология. Автор сосредотачивается на внутреннем мире человека и отношениях людей.
Идеи произведения
Писатель не оправдывает жестокость идеями, не анализирует убеждения.
Цель Шолохова – показать жизнь во всей ее полноте. В тексте отсутствует авторская симпатия к определенной группе персонажей. Шолохов описывает каждого героя – нейтрально, максимально объективно.
От зоркого писательского глаза не скрывается ни один человек. «Донские рассказы» – яркий пример воплощения этой идеи.
Гражданская война – страшный период в российской истории. Трагедия этой войны состояла в том, что люди сражались не против иностранного врага-интервента, а против брата. Государство раскололось на три лагеря: красные, белые и жертвы, случайно оказавшиеся под обстрелом. Эти люди продолжали жить обычной жизнью, что было уже невозможно.
Война в творчестве Шолохова
Лев Николаевич Толстой оценивал все войны, с которыми сталкивалось человечество, с позиции справедливости. Писатель называл справедливыми те войны, которые приводили к освобождению народов от внешнего агрессора. Разрозненные люди порой объединяются, чтобы дать отпор врагу и защитить свою родину. В истории России таких войн было две: сражение с Наполеоном в 1812-м году и Великая Отечественная война 1941–1945-х годов.
Образ гражданской войны
Гражданские войны априори несправедливы. Такие распри – это следствие социальных потрясений, революций. Гражданская война, которая развернулась в 1918–1920-х годах, стала следствием Октябрьской революции 1917-го года. Разумеется, русская литература часто изображает события гражданской войны в героическом ключе. Но на деле это была трагедия: братоубийство, гибель родственников, разделенных по разным лагерям. Непостижимая логика превращала родных людей, которые говорили на одном и том же языке, во врагов.
Именно такой парадигмы придерживается Михаил Александрович, описывая военную бытность. События рассказа разворачиваются на Дону, на Кубани. Кроме единого места, сквозь весь текст проходит и единая идея. Автор представляет войну как кровавую полосу, пересекающую судьбы отдельных людей и целых семей. Смерти во время гражданской войны – нелепая драма.
Образы текста
Война
Прежде всего, автор останавливается на кровавых картинах расправ над бунтарями. Позиция непокорного человека, показывает писатель, – всегда невыгодна. Некоторые критики сравнивают работы Шолохова и Бабеля. Если у последнего литератора акцент делается на жестокости и зле, то у Михаила Александровича в центре стоит добро и другие вечные ценности. Именно эта особенность привлекает читательскую аудиторию к творчеству Шолохова.
В произведении русского писателя отсутствует акцент на истинности каких-либо идей – красных или белых. Это должен решить сам читатель. Автор настаивает на одном – невозможности оправдания жестокости и насилия. Для Шолохова в жизни существует одна ключевая ценность – добро. И добро нельзя игнорировать. Кто виноват в войне, жестокости, насилии, смертях? Автор дает однозначный ответ: только сам человек.
Природа
Шолохов использует уникальный прием – вставки красивейших описаний окружающей среды. Создается впечатление, что автор делает это невзначай. Природа противопоставляется суетливому обществу.
Писатель представляет сообщества людей жестокими, неспособными к мирному решению проблем. Пейзажные зарисовки выполняют эстетическую функцию. Кроме того, гармония окружающей среды демонстрирует бесполезность, абсурдность войны, запустения. Искусственные смерти никому не нужны, но люди никак не могут извлечь уроков из истории.
Человеческое горе
Маленькое художественное пространство не помешало русскому литератору отобразить образ человеческих бед – в колоссальных масштабах. Писателю понадобилось всего два героя, чтобы столкнуть интересы семей и человечества в целом. В центре повествования – нравственная проблематика. Автор задается вопросом, в чем состоит справедливость общества и строя, где родные люди убивают друг друга.
Животные
Животные в шолоховском рассказе выступают в роли не столько образов, сколько символов. Старика-атамана писатель сравнивает с волком. И наоборот – в фигуре настоящего животного – волка – читатель узнает черты, характер старого белого командира. Бессознательно волк ассоциируется с чем-то неприятным, отрицательным. Волк – это одинокое, голодное, несчастное существо.
Жизнь сделала атамана жестоким, черствым, обозленным. В то же время, герой сопоставляется с коршуном. Птица ассоциируется с такими чертами, как смелость, сила. Однако одновременно коршун – это стервятник, птица, поедающая трупы. Со стервятником отождествляется душа старого казака. Герой убивает сына, «нехотя» приводя к гибели и себя. Атаман покидает этот мир, а птица растворяется в небе. Серость неба наталкивает на мысль о разрушенном, суетном и скованном мире.
Роль персонажей «Донских рассказов»
Герои шолоховского произведения исполняют конкретную функцию – демонстрацию трагедий гражданской распри. Отдельные человеческие судьбы помогают автору раскрыть драму внутрисемейных отношений во время войны.
Отец и сын оказываются на разных сторонах «фронта». Молодежь поддерживает красных, а старое поколение – белое движение. Молодых и старых людей роднит одно – тотальная усталость от войны.
Два центральных персонажа противостоят друг другу. У каждого героя своя правда. Писатель рассказывает о судьбе Николая Кошевого и его отца – казачьего атамана. Читатели узнают детали прошлого и настоящего героев. Знакомство с каждым действующим лицом начинается бытовыми, пейзажными зарисовками.
Отношения отца и сына
В основе «Родинки» лежит простой сюжет: старый казак случайно убивает собственного сына. Возникает вопрос, почему же старик не узнал родную кровь. Автор объясняет: герои произведения занимали разные стороны в гражданской войне. Судьба разбросала родных людей по вражеским лагерям. Николай – красный командир – рос без отца. Юноша прожил тяжелую жизнь: папа пропал во время войны с немцами, мать погибла. Николка был сиротой. До пятнадцатилетнего возраста Николай перебивался случайными работами, кое-как добывал деньги на жизнь. Потом судьба свела мальчишку с красным движением. Спустя три года юноша становится эскадронным командиром.
«Тихий Дон» Михаила Шолохова ученые относят к эпохе литературного соцреализма. Произведение можно назвать одним из лучших в жанре романа-эпопеи. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием
С одной стороны, вина за убийство лежит на старике-атамане. Но с другой стороны, и юноша пытался убить своего белого врага. Автор делает вывод, что перекладывать грех за убийство на какого-то одного человека неправильно, несправедливо. Товарищи отзывались о Николае как о бывалом, рискованном воине, без труда уничтожающем банды и эскадроны. То есть герой не раз убивал. Но вот настал момент, когда душа Николая возжелала покоя и мира. Юноша задумал покончить с убийствами, начать нормальную жизнь, учиться, работать. Однако сил отказать красным товарищам в боевой поддержке у героя не хватило.
Далее рассмотрим каждый образ детальнее.
Фигура сына
На момент событий рассказа Николаю исполнилось восемнадцать. Юноша рано познал горе, утратив обоих родителей. На войне герой находится третий год. За это время бои надоели Николаю, юноша хочет мирной жизни. От прошлого почти ничего не осталось, кроме воспоминаний и родинки. Точно такая же родинка была у отца Николая. Этот знак символизирует связь между поколениями. Характер героя – молодой, горячий – постоянно толкает юношу на рискованные операции. Писатель сравнивает персонажа с птицей или совсем молодым животным. Кажется, что у юнца вся жизнь только впереди.
Фигура отца
Литератор описывает непростую судьбу старика-атамана. Вот уже седьмой год как герой не видит родного края и семьи. Сердце белого командира стало черствым. От внутреннего мира героя остались одни развалины. Автор передает трагичность судьбы героя с помощью ярких метафор. Горе атаман топит в бутылке. Старик редко трезвеет. В итоге, после страшной кульминации и убийства сына, атаман кончает с жизнью.
Фигура мельника
Второстепенный герой шолоховского произведения – мельник по имени Лукич. Старик – от безысходности – дает красноармейцам наводку на врагов. Сперва мельник столкнулся со старым белым атаманом. Герой угрожал крестьянину расправой, требуя провизии для солдат. Лукич не хотел расставаться с нажитым имуществом. Поэтому мельник пошел искать справедливости у красных. Сам того не зная, герой приблизил трагическую развязку рассказа.
Сюжет «Родинки»
Идея «Донских рассказов» своеобразно раскрывается в «Родинке». Критики признают этот рассказ чуть ли не самым проникновенным произведением из шолоховского цикла. Автор описывает убийство красного командира белым атаманом. Командир умирает от удара шашкой. После расправы атаман снял сапоги с мертвеца: обувь – дорогое удовольствие в то время. Внезапно враг заметил на ноге своей жертвы знак – родинку довольно крупного размера. Оказывается, что такая же родинка имеется и у атамана.
В основе произведения Михаила Шолохова «Судьба человека» – реальные события. После войны в 1946 году автор случайно познакомился с Андреем Соколовым и его сыном. Произошедшее с Соколовым во время Великой Отечественной войны стало основой сюжета рассказа. Предлагаем читателям узнать, что было дальше, ознакомившись с описанием произведения
В этот момент атаман узнает в убитом собственного сына. Старого казака охватывает неземная, невыносимая печаль: атаман убил родную душу. Белый атаман не выдерживает греха и стреляет себе в рот. Шолохов демонстрирует, что война несет только смерть: гибель настигает людей разными способами.
Композиция рассказа
Шолохов очень логично строит свое произведение. В «Родинке» насчитывается шесть частей. Начало каждого фрагмента – это описание пейзажей. С помощью такого приема, автора раскрывает для своей аудитории красоты Дона. В этом тексте, как и во многих других, писатель не оставляет без внимания фон, на котором развертывается сюжет «Родинки».
Шолохов разворачивает действия произведения в двух плоскостях:
- Внешний сюжет: в рамках этого плана писатель познакомил читателей с героями рассказа (Николаем, красноармейцами, белым движением, стариком-атаманом, мельником);
- Внутренний сюжет: автор рассуждает о нравственной проблеме описанной ситуации, переживаниях героев, неоправданных мечтах, роли судьбы в жизни людей.
Моральная дилемма «Родинки»
Мнимая простота шолоховского произведения, тем не менее, не может скрыть глубокий смысл этого рассказа. Речь автора отличается лаконизмом. В тексте наблюдается недосказанность. Писатель апеллирует к интуиции, эмпатии читателей. Главная мысль – боль и несчастья, которые приносит война. Шолохов своеобразно трактует категорический императив, о котором пишет немецкий философ Иммануил Кант.
Источник