Гражданская война в произведении родинка
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Общество резко разделилось на два враждующих лагеря – «белых» и «красных», представители одной нации стали непримиримыми врагами.
В это трудное время было написано много произведений, освещавших переломные для страны события. Они писались «по ту и другую сторону» идеологии. Многие годы нам были известны лишь произведения, восхваляющие пролетарскую революцию. А романы, повести, рассказы, очерки и эссе, написанные с других позиций, открываются нам только в последние годы. К таким малоизвестным произведениям относится и повесть Б.Лавренева «Сорок первый».
Писатель довольно отстраненно и объективно описывает своих героев. В красном движении он видит страшную разрушающую силу. Борьба, доходящая до фанатизма, делает человека машиной-убийцей. Это хорошо раскрывается в образе девушки Марютки, снайпера в отряде красных.
Поразительно, что эта героиня вела счет своим жертвам хладнокровно и равнодушно, точно машина. Эта девушка обладает противоречивой натурой. С одной стороны, у Марютки тонкая и романтичная душа. Она пишет стихи, которые из нее так и льются. Они безграмотны, необработанны, но отличаются особой искренностью и любовью к простому люду.
Необразованность Марютки сделала ее фанатиком революции. Она беспрекословно подчиняется приказам командира, не задумываясь об их правоте. Главное – что они служат делу пролетариата.
Эта противоречивость проявляется у девушки и в отношениях с ее сорок первой жертвой – белым офицером Говорухой-Отроком. Сначала Марютка видит в нем лишь врага. Но постепенно она начинает видеть в поручике красивого человека.
В полной мере их взаимоотношения раскрываются на острове. Судно, на котором Марютка доставляла офицера в штаб, потерпело крушение. Двое сопровождающих утонуло, и девушка с поручиком оказались на пустынном острове вдвоем. В разговорах друг с другом раскрывается разница во взглядах и культуре героев. Она обозначилась еще в пустыне при переходе отряда: «У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом».
Здесь, на острове, герои, как это ни странно, почувствовали себя по-настоящему счастливыми. Вдали от мирской суеты, от белых и красных герои стали понимать истинный смысл жизни. За ярлыками «враг народа» и «пламенный борец за дело революции» они разглядели человеческую сущность. Именно поэтому Марютка выхаживает поручика, спасая ему жизнь.
Но в финальном эпизоде повести героиня убивает офицера, к которому начала испытывать очень нежные чувства. В ее голове раздается приказ, и она слепо подчиняется ему. В следующий момент она осознает, что наделала, и с рыданиями падает лицом в окровавленную воду.
Последнее же, что слышал белый офицер, – звук гибнущей планеты. «Внезапно он услыхал за спиной оглушительный, торжественный грохот гибнущей в огне и буре планеты. Не успел понять почему, прыгнул в сторону, спасаясь от катастрофы, и этот грохот гибели мира был последним земным звуком для него».
В этой цитате также явственно можно увидеть позицию автора. Скорее не сама революция, а те люди, которые устремились к власти, несут гибель России и самим себе. Человек в огне революции и гражданской войны оказывается раздавленным, во многом уничтоженным. Следуя часто за иллюзорными идеями, он теряет главное – свою душу.
Рассказ Шолохова «Родинка» также показывает всю жестокость и нелепость гражданской войны.
Писатель пытается объективно осветить это событие. В произведении есть два главных героя – очень разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть.
Другой главный персонаж в рассказе – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела.
И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась».
Самый «горячий» эпизод произведения – бой один на один. По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки.
Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка – на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…» – главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти другая война – германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Таким образом, и Лавренев, и Шолохов стремятся объективно осветить трагедию гражданской войны, показать, что в кровавой бойне нет и не может быть правых и виноватых. Есть лишь страдающие люди, теряющие на этой войне самое дорогое.
Источник
Здравствуйте, дорогие читатели. Меня зовут Анна, с вами журнал “Классическая литература”. Сегодня я прочла рассказ Михаила Александровича Шолохова “Родинка”. Это произведение посоветовали читатели Журнала “Советское кино”.
Михаил Александрович Шолохов.
Рассказ оказался очень грустным. Он повествует о трагическом случае, произошедшем во время революционной борьбы “красных” и “белых”. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад.
Сын – молодой парень Николай Кошевой, в свои 18 – ужекомандир эскадрона, казак. Его уважают, за ним идут в бой.
“Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая.
— Мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая, — говорят шутя в эскадроне, — а … не хуже любого старого командира!”
Отец Николки считался без вести пропавшим со времен германской войны, побывал в плену , пережил все тяготы скитаний. Теперь он – атаман банды белогвардейцев. Не принимает он Советскую власть, не за нее он сражался, не за нее принял все муки последних семи лет жизни.
“Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной. Боль, чуднáя и непонятная, точит изнутри … и не залить лихоманку никаким самогоном.”
Судьба распорядилась так, что главные герои рассказа давно не видели друг-друга. Николка всю сознательную жизнь считал себя сиротой, ведь его мать тоже умерла. Осталась лишь одна вещь, которая объединяла отца и сына: у обоих имелась отличительная примета – большая родинка на ноге, чуть выше щиколотки.
Как вы, наверное, догадываетесь, отец и сын наконец-то встречаются… на поле боя. Оба горят желанием победить, оба уверены, что “стоят за правое дело”. И естественно, все заканчивается трагедией… В такой ситуации просто не может быть победителей и проигравших.
Узнав в убитом сына, отец решает застрелиться.
У Михаила Шолохова есть свой “почерк”, который для меня выразился в хлестких оборотах речи, обилии необычных словечек, очень “земных” метафорах и глубиной погружения в происходящее. Не зря писателя даже обвиняли в излишнем натурализме.
Действительно, иногда описания кажутся слишком подробными. Но, если искренне попытаться прочувствовать написанное, то буквально оказываешься “там”, дышишь тем воздухом. А еще мне очень понравился символизм Михаила Александровича: старый волк – образ атамана, стервятник – улетающая душа Николки.
Но, все же, лично мне хотелось бы почитать рассказы на иную тему. Я понимаю, что для людей того времени тема революционной борьбы была наиболее актуальной.
Люди отдавали за “идею светлого будущего” свои жизни. Я осознаю ценность таких произведений для нас – современных людей “не нюхавших пороху”. Мы должны знать правду о том страшном времени. Но, порой, так хочется насладиться слогом писателя, красотой речи и, при этом, не испытывать чувство вселенской тоски после прочтения.
Но по какой-то причине подписчики продолжают советовать рассказы именно на военную тематику. Получается, у некоторых это любимые рассказы. Даже не знаю, буду ли в ближайшее время читать “Тихий Дон”. Люди, неужели вам нравится травить себе душу?
Любите читать? Заглядывайте на мой литературный канал
Все обзоры книг в одном месте… Смотрите тут
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Источник
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Родинка / Тема гражданской войны в литературе 20 века (на примере рассказа М. Шолохова «Родинка» и повести Б. Лавренева «Сорок первый»)
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Общество резко разделилось на два враждующих лагеря – «белых» и «красных», представители одной нации стали непримиримыми врагами.
В это трудное время было написано много произведений, освещавших переломные для страны события. Они писались «по ту и другую сторону» идеологии. Многие годы нам были известны лишь произведения, восхваляющие пролетарскую революцию. А романы, повести, рассказы, очерки и эссе, написанные с других позиций, открываются нам только в последние годы. К таким малоизвестным произведениям относится и повесть Б.Лавренева «Сорок первый».
Писатель довольно отстраненно и объективно описывает своих героев. В красном движении он видит страшную разрушающую силу. Борьба, доходящая до фанатизма, делает человека машиной-убийцей. Это хорошо раскрывается в образе девушки Марютки, снайпера в отряде красных.
Поразительно, что эта героиня вела счет своим жертвам хладнокровно и равнодушно, точно машина. Эта девушка обладает противоречивой натурой. С одной стороны, у Марютки тонкая и романтичная душа. Она пишет стихи, которые из нее так и льются. Они безграмотны, необработанны, но отличаются особой искренностью и любовью к простому люду.
Необразованность Марютки сделала ее фанатиком революции. Она беспрекословно подчиняется приказам командира, не задумываясь об их правоте. Главное – что они служат делу пролетариата.
Эта противоречивость проявляется у девушки и в отношениях с ее сорок первой жертвой – белым офицером Говорухой-Отроком. Сначала Марютка видит в нем лишь врага. Но постепенно она начинает видеть в поручике красивого человека.
В полной мере их взаимоотношения раскрываются на острове. Судно, на котором Марютка доставляла офицера в штаб, потерпело крушение. Двое сопровождающих утонуло, и девушка с поручиком оказались на пустынном острове вдвоем. В разговорах друг с другом раскрывается разница во взглядах и культуре героев. Она обозначилась еще в пустыне при переходе отряда: «У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом».
Здесь, на острове, герои, как это ни странно, почувствовали себя по-настоящему счастливыми. Вдали от мирской суеты, от белых и красных герои стали понимать истинный смысл жизни. За ярлыками «враг народа» и «пламенный борец за дело революции» они разглядели человеческую сущность. Именно поэтому Марютка выхаживает поручика, спасая ему жизнь.
Но в финальном эпизоде повести героиня убивает офицера, к которому начала испытывать очень нежные чувства. В ее голове раздается приказ, и она слепо подчиняется ему. В следующий момент она осознает, что наделала, и с рыданиями падает лицом в окровавленную воду.
Последнее же, что слышал белый офицер, – звук гибнущей планеты. «Внезапно он услыхал за спиной оглушительный, торжественный грохот гибнущей в огне и буре планеты. Не успел понять почему, прыгнул в сторону, спасаясь от катастрофы, и этот грохот гибели мира был последним земным звуком для него».
В этой цитате также явственно можно увидеть позицию автора. Скорее не сама революция, а те люди, которые устремились к власти, несут гибель России и самим себе. Человек в огне революции и гражданской войны оказывается раздавленным, во многом уничтоженным. Следуя часто за иллюзорными идеями, он теряет главное – свою душу.
Рассказ Шолохова «Родинка» также показывает всю жестокость и нелепость гражданской войны.
Писатель пытается объективно осветить это событие. В произведении есть два главных героя – очень разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть.
Другой главный персонаж в рассказе – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела.
И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась».
Самый «горячий» эпизод произведения – бой один на один. По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки.
Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка – на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…» – главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти другая война – германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Таким образом, и Лавренев, и Шолохов стремятся объективно осветить трагедию гражданской войны, показать, что в кровавой бойне нет и не может быть правых и виноватых. Есть лишь страдающие люди, теряющие на этой войне самое дорогое.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Родинка / Тема гражданской войны в литературе 20 века (на примере рассказа М. Шолохова «Родинка» и повести Б. Лавренева «Сорок первый»)
Смотрите также по
произведению “Родинка”:
- Краткое содержание
- Полное содержание
Источник
Министерство образования и науки Пермского края
Бардымский филиал государственного автономного профессионального
образовательного учреждения
«КРАЕВОЙ политехнический колледж»
Урок по литературе на тему
«Изображение Гражданской войны в рассказе М.Шолохова «Родинка»
Исмакова И.Ш., преподаватель
2015
Урок по рассказу М.Шолохова «Родинка»
Тема: Изображение Гражданской войны в рассказе М.Шолохова «Родинка» (Использование технологии критического мышления через чтение и письмо).
Цели:
– определить или понять отношение М.Шолохова к событиям Гражданской войны.
– в процессе анализа произведения подведение учащихся к отрицательной характеристике Гражданской войны.
Задачи урока:
– обучающие:
1) расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917–1922 годах;
2) познакомить учащихся с творчеством М. А. Шолохова в годы Гражданской войны.;
3) познакомить учащихся с содержанием рассказа М. А. Шолохова «Родинка»;
4) обогатить лексический запас учащихся новыми понятиями;
5) развивать у учащихся рефлексию на прочитанное, используя описание собственных эмоций;
6) формировать умение самостоятельно работать с текстом рассказа;
7) совершенствовать умения: связного высказывания, доказательства своей точки зрения; умение делать выводы;
– воспитательные:
1) на примере исторического материала и судеб героев рассказа “Родинка” проследить трагедию русского народа в 1918-1922 годах, помочь студентам дать оценку гражданской войне и сформировать определённую гражданскую позицию по отношению к войне;
2) формировать у учащихся мировоззрение о ценности жизни человека, о приоритетности общечеловеческих ценностей над идеологическими;
3) воспитывать нравственные качества: милосердие, преданность, любовь к своей семье, Родине, доброту;
4) воспитывать эстетические чувства, вкус, оценки, суждения;
5) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе;
– развивающие:
1) развивать аналитические способности учащихся, их воображение, память, внимание, эмоции, связную монологическую и письменную речь;
2) развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Основной методический прием – «чтение с остановками».
Оборудование урока: эпиграф, портрет писателя, учебник по литературе. Раздаточный материал: словарь рассказа «Родинка», пример написания «Синквейна»
ПЛАН УРОКА
I.Стадия вызова.
1.Целепологание.
2.Подборка ассоциаций к слову « война». (Прием ассоциации)
3.Сообщение учащегося «Шолохов в годы Гражданской войны»
4.Работа со словарём рассказа
5.Таблица
II. Стадия осмысления. Работа с художественным текстом. (Прием «Чтение с остановками»)
III.Стадия рефлексии.
1.Выводы.
2.Синквейн
3.Домашнее задание. Написать эссе по рассказу «Родинка»
4.Оценивание.
Стадия вызова. Целепологание.
Вопрос к аудитории:
– Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь?
– Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке.
– Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав рассказ «Родинка», какого отношение М.А.Шолохова к Гражданской войне.
– Подберите ассоциации к слову « война». (Прием ассоциации)
(зло, драка, братоубийство…)
– Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна” (Обращение к эпиграфу)
– Почему М. А. Шолохов обращается к событиям Гражданской войны?
Сообщение учащегося «Шолохов в годы Гражданской войны»
Работа со словарём рассказа.
– Ребята, для того чтобы представить образы, созданные в нем, понять, о чем идет речь, необходимо познакомиться со словарем рассказа. У вас на партах слова с объяснением их лексического значения. Слова представлены в той же последовательности, в какой они появляются в тексте рассказа.
Начало рассказа (1 часть)
2 часть
Мои предположения
После прочтения
2. Стадия осмысления. Работа с художественным текстом.
Чтение 1 отрывка.
Учитель: совпали ваши предположения с авторским вариантом?
1.Найдите портрет Николки, как он помогает создать образ героя?
2.Каковы отзывы о Николке его товарищей?
3.С каким чувством вспоминает Николка об отце? Каковы эти воспоминания?
4.Почему «родинка» – это счастье»?
5.Что с героем могло произойти дальше? Предположите. Заполните таблицу.
Чтение 2 отрывка.
Учитель:
1.Какое задание (просьбу) получает Николка?
2.О чем мечтает герой (его сокровенные мечты)?
3.Предположите, о ком или о чем пойдет речь дальше. Заполните таблицу.
Чтение 3 отрывка.
Учитель:
1.С каким зверем сравнивает автор атамана? Почему?
2. Почему «зачерствела душа» атамана? Что рассказывает автор о жизни своего героя?
3. Что общего в душевном состоянии атамана и Николки?
4. Как будут развиваться события в рассказе? Заполните таблицу своим предположением.
Чтение 4 отрывка.
Учитель:
1. Кто такой Лукич?
2.На чьей он стороне: на стороне банды или на стороне красных?
3. Как характеризует атамана его речь?
4. С какой целью автор подробно описывает состояние деда Лукича?
5.С какой целью Шолохов в рассказе рисует эпизод расправы с дедом Лукичом?
6. Как отзывается Лукич об атамане? Можно ли считать его слова – мнением народным о бандах?
7.Как вы думаете, какой будет концовка рассказа? (запишите в первую колонку свои предположения)
Чтение 5 отрывка.
Учитель:
Какое значение имеет образ волка, показанного перед бегством банды?
Почему атаман убил себя?
Ожидали ли вы такой исход событий?
Стадия рефлексии.
1.Выводы:
Учитель: В начале рассказа автор словами военкома говорит о Николке, что он счастливый, коли у него есть родинка. С какой целью вводится эта деталь?
Учащиеся: Словами военкома Шолохов хотел показать, что молодой Николка – будущее страны. Он должен быть счастливым, ведь вся жизнь перед ним. Но война нарушает естественное течение жизни, разрушает предначертанное судьбой – быть счастливым. Вместо этого Николка вынужден воевать, а он хочет учиться, в расцвете лет юноша гибнет, не познав жизни.
Учитель: Почему М. А. Шолохов так подробно описывает эпизод гибели Николки, создается впечатление, что время останавливается?
Учащиеся: Гибель Николки – это кульминационный момент рассказа. Описывая данный эпизод, автор будто бы оттягивает страшный момент, он не может поверить, что случилось непоправимое. Время действительно останавливается, времени некуда идти – погиб сын, отец убивает будущее.
Учитель: К какому выводу приходит писатель, заканчивая трагедией свой рассказ?
Учащиеся: Шолохов считает, что семья – это основа мироздания, поэтому никакие благие цели не оправдывают сыноубийства, ничего в мире нет важнее и дороже жизни человека, а тем более жизни родного, кровно связанного с тобой человека.
М. А. Шолохов осуждает политику, которая привела страну к Гражданской войне. Однако историю не перепишешь, утверждает писатель, главное, знать и помнить народную трагедию, дабы предотвратить повторение войны. В истории любого государства подобных страниц быть не должно: это разделяет семьи, разрушает связи между поколениями, губит нацию. Исчезают лучшие традиции, традиции, накапливаемые веками. Задача каждого ныне живущего сохранить, преумножить и передать последующему веками по крупицам собранное, чтить отца и мать, свою историю, гордиться своими корнями, своим Отечеством.
2. Синквейн.
Гражданская война;
Кровопролитная, жестокая;
Убивает, калечит, уничтожает,
Страшное испытание для русского народа;
Братоубийство.
3.Домашнее задание. Написать эссе по рассказу «Родинка»
4.Оценивание.
Источник